Аналитика и комментарии

26 декабря 2008

Социальная ответственность - не миф

Может ли современный российский бизнес быть социально ответственным не в декларациях, а на деле? Деятельность ФПК «Гарант-Инвест» можно рассматривать как утвердительный ответ на этот вопрос. Не случайно именно эта корпорация стала лауреатом «Национальной банковской премии-2008» как раз в номинации «Социально ответственный банк».

 

Тот факт, что Гарант-Инвест стал победителем в номинации «Социально ответственный банк», нас не удивил. Эта награда должна была рано или поздно к нам прийти. Потому что социальная ответственность в бизнесе для нашей корпорации – не пустой звук, а один из основополагающих принципов ее деятельности. Это становится очевидным, если обратиться к истории ФПК. Гарант-Инвест работает на рынке уже 15 лет, и на протяжении всего этого периода мы активно реализуем различные соци ально-экономические и благотвори тельные программы. Могу сказать без ложной скромности: мы задумались над проблемой социальной ответственности в бизнесе еще в те времена, когда другие компании были обеспокоены исключительно вопросами своего выживания и обогащения.

 

И в нашей внутренней конституции – корпоративном кодексе корпорации – мы записали следующее: «Перспективным принципом работы корпорации должна стать ориентация на участие в реализации общественных социально значимых проектов. К этому направлению работы мы должны быть готовы не только финансово, но и психологически. Мы особо заинтересованы в повышении уровня благосостояния людей, нас окружающих, в предоставлении им качественных товаров и услуг». О том, как претворяются в жизнь эти положения, записанные в нашем корпоративном кодексе, лучше всего говорят реальные дела. Одно из главных направлений деятельности ФПК «Гарант-Инвест» – это строительство коммерческой недвижимости: торговых центров, деловых комплексов, магазинов и т.д.

 

Мы отдаем себе отчет в том, что все эти проекты строятся для людей, поэтому ни в коем случае нельзя вести себя так, как будто ты передвигаешься по улице с односторонним движением и никаких других участников процесса не существует в принципе. Необходимо учитывать интересы жителей района, в котором планируется строительство комплекса; надо при нимать во внимание планы администрации района. Поэтому мы всегда стремимся сначала узнать, чего от нас ожидают местные власти и жители. И только собрав их мнения и оценки, мы принимаем решение о том, как, в какие сроки и с какой социальной «нагрузкой» будет реализован наш проект.

 

Подобная работа в «связке» (жите ли района, местные власти, корпорация), на наш взгляд, свидетельствует о социальной ответственности бизнеса куда больше, чем пышные спонсорские или благотворительные мероприятия, которые проводят те или иные крупные корпорации. Что толку от подобных акций, если их организаторы зачастую ведут себя как захватчики на чужой территории? Наша корпорация считает такое поведение по отношению к людям недопустимым, потому что в конечном счете как раз люди и являются потребителя ми наших услуг. Если мы видим, что реализация нашего проекта может породить конфликт интересов, то выходим к администрации района, к его жителям с конкретными предложениями. Напри мер, предлагаем кроме торгового или делового центра построить детские площадки, разбить парк, обустроить спортивный комплекс и т.д.

 

Причем такие социально важные проекты реализуются нами в первоочередном порядке, еще до того, как начинается строительство нового торгового комплекса. Мы убеждены в том, что подобная очередность является принципиально важным моментом: ведь в результате повышается доверие жителей к нашей компании. Люди на собственном при мере убеждаются, что к ним пришли не хапуги, а нормальные предприниматели, осознающие свою социальную ответственность. А местные власти полу чают убедительные гарантии того, что с ФПК можно сотрудничать не только в плане бизнеса, но и при решении насущных социальных проблем. Еще в XVII веке великий ученый и философ Блез Паскаль утверждал: счастье чело века – в признании людей». Конечно, речь в данном случае не идет о разовой благотворительности: Гарант-Инвест является финансовой корпорацией, и цель ее деятельности заключается в получении прибыли. Одна ко, говоря о социальной ответственности в бизнесе, надо учитывать еще один момент: прибыль – это не те деньги, которые акционеры кладут себе в карман, это средства, направляемые на развитие корпорации, и в том числе – на совершенствование внутрикорпоративных социальных программ.

 

На сегодняшний день в ФПК «Гарант-Инвест» работает две тысячи человек. Это огромный коллектив, и у каждого человека в нем – свои цели и задачи. Кто-то приходит в ФПК для того, чтобы сделать карьеру, кто-то – для того, чтобы получить но вые навыки, кто-то – для того, чтобы максимально раскрыть свои таланты в определенной сфере бизнеса. Очень важно сделать так, чтобы любой наш сотрудник мог решить эти свои задачи в рамках корпорации, и у нас разработан целый комплекс мер для этого. Лучше всего проиллюстрировать это конкретным примером. В состав ФПК входит 15 предприятий, то есть бизнес корпорации является диверсифицированным. Если человек хочет изменить сферу деятельности, то он может сделать это в рамках Гарант-Инвеста, ему не обязательно для этого уходить на сторону в другую компанию. Предположим, он хочет расти по карьерной лестнице – пожалуйста, мы предоставляем ему и такую возможность. Для всех предприятий, входящих в корпорацию «Гарант-Инвест», разработана программа ротации кадров. Если человек отработал пять лет в должности руководителя отдела, то он имеет право претендовать на более высокую должность, и руководитель отдела кадров должен предложить ему варианты про движения по службе. Речь не обязательно должна идти о новом, более высоком назначении: возможно, что человека за интересует работа в другой сфере бизнеса, расширение или, напротив, сужение спектра возложенных задач в рамках более узкой специализации. В каждом конкретном случае этот вопрос будет решаться по-разному. Но главное в том, что человек не будет чувствовать себя покинутым, забытым. Он на собственном примере убедится в том, что небезразличен корпорации, что та осознает свою ответственность по отношению к нему. Вот это, а не просто наличие соцпакетов (которые в Гарант-Инвесте, кстати, тоже есть), является свидетельством того, что корпорация придерживается принципа социальной ответственности в бизнесе. И что она следует этому принципу в том числе и во взаимоотношениях с сотрудниками собственных предприятий.

 

Третий немаловажный момент: социальная ответственность, безусловно, подразумевает осуществление благотворительной и спонсорской деятельности. Гарант-Инвест реализует здесь много численные и масштабные проекты. Не хочу указывать конкретные названия, чтобы не возникли подозрения в рекламе. Могу сказать только одно: если речь идет о работе с ветеранами – то именно о работе, а не о единовременной раздаче «пайков» к очередным памятным да там. И о поддержке талантливых детей, и о спонсировании культурных, спортивных и других мероприятий. Для нас предметом особой гордости является то, что все эти программы действуют в полном объеме, финансирование по ним не сокращалось даже в самые тяжелые моменты кризиса. По тому, что социальные задачи никуда не исчезают в периоды экономических проблем – напротив, они еще и обостряются. И задача социально ответственного бизнеса – помочь властям и людям решать их.

ФАКТ

КБ «Гарант-Инвест» – коммерческий банк с широким спектром банковских ус луг и операций. Создан в 1993 году. Является основателем Финансово-промыш ленной корпорации «Гарант-Инвест». Приоритетные направления работы банка: инвестиционная деятельность на рынке коммерческой недвижимости, организация финансирования коммерческих проектов и персональное обслуживание корпоративных и частных клиентов. КБ «Гарант-Инвест» предлагает специальные программы для инвесторов и вкладчиков, активно раз вивает Private Banking. Банк входит в Ассоциацию российских банков и является участником системы страхования вкладов.

Александр Бусалов, вице-президент ФПК "Гарант-Инвест"
Поделиться:
 

Возврат к списку