Аналитика и комментарии
«Облака» в банках: и хочется, и колется
Дискуссии по поводу использования «облаков» в банках не утихают уже несколько лет. Участники рынка высказывают прямо противоположные точки зрения: от восторженных отзывов и прогнозов динамичного роста до скептических и даже откровенно негативных оценок. Если взглянуть на статистику, то, вопреки мнению пессимистов, стакан все же на-
половину полон – динамика роста облачных технологий положительная. Ведь банки используют множество некритичных приложений, не имеющих отношения к конфиденциальной информации, которые можно перенести в «облако», получив операционные преимущества и снизив стоимость владения ИТ-инфраструктурой.
Большинство ИТ-приложений переместятся в «облака» в 2015–2017 годах, считают эксперты Gartner Group. Доля облачных услуг на российском рынке ИT-сервисов в 2016 году должна составить 13%. А по прогнозам аналитической компании IDC, среднегодовой рост рынка облачных услуг в нашей стране в 2015–2017 годах превысит 40%.
Объем использования решений на базе облачных вычислений в сфере финансовых услуг также продолжает увеличиваться. В крупных и средних банках облачные технологии становятся востребованными, отмечают банковские эксперты. Это, конечно, в основном не публичные, а частные «облака». Главное отличие первых от вторых заключается в том, что публичные «облака» целиком принадлежат внешнему провайдеру и используют его ресурсы, они доступны широкой общественности. Принцип работы публичного «облака» очень прост: аренда сервера у Microsoft, Amazon, Google или другой компании вместо приобретения, установки и управления собственными серверами для запуска приложений. Управление арендованными серверами происходит через Интернет, при этом оплачивается только фактическое их использование для обработки и хранения данных.
Частные «облака» размещаются во внутренней сети организации и управляются изнутри персоналом самого банка. Функционал в частных «облаках» тот же, что и в публичных, однако уровень безопасности на порядок выше, так как для обмена данными используется только внутренняя сеть.
Существуют еще и гибридные «облака», представляющие собой сочетание как минимум одного частного «облака» и одной облачной инфраструктуры общего пользования.
Для сотрудника банка работа в «облаке» не отличается от обычной работы. Он использует привычные приложения. Правда, расположены эти
приложения не в центре обработки данных финансово-кредитной организации, а на внешней площадке. Все данные передаются от компьютеров работников банка к ядру системы по определенному каналу связи.
«Облака» используют виртуализированную инфраструктуру и обладают высокой масштабируемостью, что дает возможность создать более гибкую ИТ-среду. Посредством «облаков» обеспечивается быстрое выделение ресурсов в зависимости от запроса. Они позволяют снизить издержки на покупку, обслуживание и обновление аппаратного обеспечения, на содержание дополнительного штата сотрудников, занимающихся обслуживанием серверной
инфраструктуры.
банки – активные потребители облачных технологий
В российском финансовом секторе многие игроки активно развивают частные «облака», используя все преимущества распределенных вычислений. Приватное «облако» представляет собой виртуализированную корпоративную инфраструктуру, которая одновременно является многопользовательской. Кроме того, здесь важно наличие мониторинга ресурсов и возможность их динамического расширения, управления виртуальной средой, автоматизированного выделения ресурсов по требованию. Такие «облака» используются в пилотных проектах для оценки реальных требований к будущей системе, для создания тестовой среды при условии загрузки обезличенных данных, не содержащих фактическую платежную информацию. Облачные технологии применяются в качестве среды разработки для внешних подрядчиков.
ИТ-ландшафт банка позволяет перенести в «облако» практически все общесистемное ПО и существенную часть прикладного. Исключение, конечно, составляет АБС – сердце любой банковской организации.
Нередко финансовые институты переводят в «облако» процессы, связанные с клиентским сервисом. Примером может быть обслуживание клиентов
по телефону. Чаще всего эта задача решается с помощью IP-телефонии и облачной АТС. Сервис позволяет эффективно управлять входящими и исходящими вызовами, в том числе с помощью IVR, а также контролировать качество обслуживания клиентов банка. Отличительная особенность облачной АТС заключается в том, что она легко масштабируется, позволяя настраивать необходимое количество внутренних номеров с гибкой маршрутизацией. Не случайно эти решения востребованы в банковских организациях, занимающихся, например, потребительским кредитованием, так как дают возможность оперативно развернуть телефонию и избежать затрат на создание собственных call-центров.
Кроме того, в финансовом секторе пользуются популярностью услуги по аренде каналов связи и созданию защищенной корпоративной локальной сети для организации бизнес-коммуникаций как внутри офиса, так и для связи между собой территориально распределенных подразделений банков. Обычно такие решения применяются для централизации бизнес-процессов и обеспечения работы сервисов видео-конференц-связи и облачного видеонаблюдения. Ряд банков используют операторские каналы передачи данных для обеспечения работы электронных банковских сервисов и процессинговых операций.
С одной стороны, можно сказать, что финансовые институты – одни из самых активных потребителей облачных решений. Пока они не готовы переводить в «облака» АБС, но такие элементы инфраструктуры, как контакт-центры, CRM, телекоммуникации и многое другое в ряде кредитных организаций уже давно находятся в «облаках».
С другой стороны, вопросы безопасности использования облачных технологий никто не отменял. Речь, конечно, идет о публичных «облаках». Банковские эксперты единодушны во мнении: от использования облачных технологий их удерживают высокие требования к безопасности данных, боязнь утечки информации при ее передаче в операторское «облако» и потери контроля над критически важными данными. Кроме того, работая с провайдерами облачных услуг, банки ставят под удар свой имидж – утечка данных, вне зависимости от их секретности и важности, может негативно сказаться на репутации.
Вопрос передачи систем и сервисов в «облако» – прежде всего вопрос доверия к поставщику услуг. «Облако» непрозрачно. Банк не может проверить, как реализованы следующие важнейшие критерии и принципы: отказо-
устойчивость, резервирование, антивирусная защита, мониторинг критичных сервисов, класс используемого оборудования и ПО (выдержит ли оно дополнительную нагрузку) и т.д.
Одно дело – отдать в «облако» корпоративную почту, а другое дело – перенести банковскую систему, где хранятся данные, составляющие банковскую тайну.
Справедливости ради надо сказать, что совсем недавно некоторые банкиры серьезно задумывались над возможностью использования публичных «облаков» для развертывания дополнительных мобильных сервисов для своих клиентов, а также изучали возможность размещения тестовых сред и сред разработки на мощностях крупнейших мировых облачных провайдеров. Быстрое масштабирование и гибкая система тарификации – главные причины целесообразности использования «облаков» для этих задач. Однако здесь возникло одно но. Речь идет о законе, в соответствии с которым с 1 января 2015 года запрещено хранить персональные данные россиян за рубежом. Это, конечно, явление не новое: в некоторых странах Европы действует аналогичное законодательство. Однако это ставит крест на перспективах использования банками зарубежных облачных сервисов для хранения персональных данных. Эксперты говорят, что закон коснется небольшого количества игроков банковского рынка, которые используют зарубежные «облака». Им придется перенести либо все данные в российское «облако», либо только те, что подпадают под понятие персональных.
Еще один момент, который должны учитывать пользователи облачных сервисов, – это угроза секторальных санкций со стороны Соединенных Штатов Америки. Ведь когда американским поставщикам «железа» и программного обеспечения запрещают работать с российскими банками – это, скажем так, временные трудности для отечественных финансово-кредитных организаций, пока они не обновят оборудование и ПО. Совершенно иная ситуация складывается, когда сотрудничество прекращает облачный провайдер. Банк вынужден будет в срочном порядке создавать собственную инфраструктуру либо искать замену провайдеру, конечно, уже на отечественном рынке.
Положительный момент здесь заключается только в том, что совсем небольшое количество игроков банковского рынка пользуется услугами американских облачных провайдеров. Все-таки для банковской индустрии характерно использование собственных «облаков».
облачные перспективы
«Облако» помогает решить множество проблем: создания инфраструктуры, недостатка электропитания, места для оборудования, внедрения удобной основы для размещения среды разработки и тестирования бизнес-приложений. Не случайно во многих исследованиях утверждается, что будущее за облачными технологиями. «Облака» незаменимы в вопросах расширения клиентской базы банков, экономии первоначальных инвестиций и текущих расходов. Но прежде чем уверенно констатировать, что будущее принадлежит «облакам», нужно решить ряд важнейших вопросов. По-прежнему сохраняется актуальность следующих проблем: недоверия к поставщикам услуг, непрозрачности самих сервисов и неготовности предоставлять доступ к конфиденциальным данным сторонним организациям и физическим лицам.
Наверное, поэтому, несмотря на новые предложения по использованию публичных «облаков», в настоящее время банки продолжают уделять основное внимание не переходу в публичные «облака», а оптимизации затрат и повышению загрузки своих, частных «облаков». Проводятся целые программы по снижению затрат на «облако», включающие в себя переход на новые технологии, такие как DataSynapse Grid, унификацию вычислительных мощностей и виртуализацию.
Все очень просто: банки хотят полностью контролировать «облако», а значит, оно должно принадлежать самой финансово-кредитной организации.