Аналитика и комментарии
неуловимый и недостижимый кредит
Можно обсуждать проблемы, с которыми сталкивается бизнес при привлечении кредитных ресурсов, в теории, но всегда для понимания лучше получать обратную связь. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться российским компаниям, когда они обращаются в банки за финансированием, рассказал в интервью NBJ управляющий партнер инвестиционно-финансовой компании «Конкорд» Денис МАЛЬЦЕВ.
NBJ: Денис, для каких целей Вашей компании необходимы кредитные ресурсы?
Д. МАЛЬЦЕВ: В данный момент мы занимаемся привлечением финансирования для нашей дружественной компании «Алабуга-моторс». Это автосборочное предприятие, активно развивается на протяжении четырех лет, более 1 млрд руб. выполненных государственных контрактов на поставку техники различного назначения, которое в данный момент переносит свое производство на более выгодную с экономической точки зрения площадку, расположенную в особой экономической зоне «Алабуга» в Республике Татарстан. В арсенале компании «Алабуга-моторс» существенные налоговые и таможенные льготы как для резидента ОЭЗ, подписанные контракты с двумя китайскими автоконцернами по SKD-сборке («отверточной» сборке), по которым уже идут поставки контейнеров с комплектующими, совместный проект по производству современного автобуса с германскими и сербскими партнерами, проходящий последний этап сертификации в Германии. Рынок ждет наш продукт, т.к. он экономически очень выгоден для любого автопарка. Кроме этого, мы являемся активными участниками на поставку техники специального назначения по государственным контрактам.
На сегодняшний момент проделана большая работа, потрачено достаточно много собственных средств на развитие.
NBJ: И в чем тогда проблема?
Д. МАЛЬЦЕВ: В данный момент мы можем войти в активную стадию выполнения контрактов, но для этого необходимы инвестиционные средства (небольшие по банковским меркам) для запуска новой производственной площадки и оборотные – для участия в государственных контрактах. Судите сами: стоимость контракта составляет 1 млрд рублей, необходимо внести 5% от этой суммы на обеспечение заявки, что равняется 20 млн рублей, оплата банковской гарантии, плюс закупка техники для доработки под необходимые по контракту условия. Вот как раз эти средства мы и пытаемся привлечь в качестве кредита.
NBJ: Надо так понимать, результаты пока неутешительны?
Д. МАЛЬЦЕВ: Банк обещает выдать кредит, но требует от нас предоставить твердые залоги в качестве обеспечения. Предоставляемые залоги принимаются с коэффициентом 0,5 как для земель для ИЖС, так и для квартир. В итоге запрашиваемая нами сумма падает до минимума, и тут мы получаем ответ, что банк выдачей таких маленьких кредитов попросту не занимается.
Я считаю, что такое поведение со стороны финансово-кредитной организации просто непрофессионально: банк тянет время с рассмотрением документов, требует от нас дополнительной документации.
Как инвестиционный проект нас не рассматривают, действуют требования, как для получения обычного кредита. В результате сложилось впечатление, что, несмотря на провозглашенный сверху призыв на развитие новых технологий и производств, банки, которые должны осуществлять финансовую поддержку, либо не хотят вкладываться в новые направления, либо имеют существенные ограничения на проведение данных операций.
NBJ: Как долго Ваша компания пытается привлечь заемные средства, во многие ли банки Вы обращались? Какие причины называют банки при отказе в выдаче кредита?
Д. МАЛЬЦЕВ: По одной кредитной организации история уже тянется с конца мая. Причины затягивания процесса представители банка не озвучивают. Некоторые банки просто отмахиваются, услышав слово «инвестиции». Частным инвестиционным фондам мы тоже оказались неинтересны, все частные инвесторы сидят в валюте… Вот такая ситуация. Вполне возможно, что мы столкнулись не с теми финансово-кредитными учреждениями, но в любом случае проблемы кредитования налицо.
При этом на рынке присутствуют структуры, которые предлагают переработать наш проект, сделать его более привлекательным и после этого предоставить в их знакомые банки для получения кредита. Доработка проекта осуществляется за дополнительные деньги, и не факт, что после этого нам одобрят кредит. Учитывая многочисленные обещания, есть вероятность обжечься.
Считаю, что наш проект и так достаточно привлекателен; если он требует каких-то бумажных изменений с точки зрения формирования правильного пакета документов по правилам банка, то непонятно, почему мы не можем сначала на основании предоставленных документов получить одобрение на кредит и затем просто его доработать совместно с банковским служащим? Зачем это посредничество с «отщипыванием» процентов от выданной суммы?
NBJ: С чем, по Вашему мнению, можно связать трудности, которые препятствуют получению кредита?
Д. МАЛЬЦЕВ: Раньше подобных проблем не было, банки выдавали деньги. Но сейчас, учитывая экономическую обстановку в стране, требования финансово-кредитных учреждений в отношении заемщиков ужесточились. В данный момент банки сами плотно «сидят» в залогах, имеют единый резерв по кредитам и банковским гарантиям, усилился контроль со стороны ЦБ. Согласен, что проблем у них много. Но нужно не забывать, что финансово-кредитные организации созданы с целью финансовой поддержки и обслуживания реального сектора экономики; если этот сектор рухнет, то следом неминуемо разрушится и финансово-кредитная система. Так что людям, ответственным за эти процессы, есть над чем сегодня работать.













