Аналитика и комментарии
нелегкая жизнь легкой промышленности
Экономическая и геополитическая обстановка повлияла на все сегменты российской экономики, и сектор легкой промышленности не стал исключением из правил. На смену чувству эйфории, вызванному предвкушением роста объемов производства в связи с резкой девальвацией рубля и оттоком зарубежных брендов, пришли суровые будни. Предприятиям приходится корректировать стратегии бизнеса и, что неудивительно, урезать расходы. Эксперты уверены: в текущей ситуации в первую очередь необходимы прозрачные правила игры, установленные государством, и повышение уровня доступности финансовых ресурсов.
В условиях более позитивного или нейтрального внешнего фона девальвация рубля и резко снизившийся импорт, по идее, должны были воссоздать картину, знакомую нам по 1998 году. Однако этого, как подчеркивают аналитики, не произошло в силу целого ряда причин.
Первая и наиболее существенная из них – нехватка современных производственных мощностей наряду с зависимостью от импортного сырья. Казалось бы, слабый рубль должен был стимулировать развитие предприятий отрасли, но компании-производители столкнулись с обратной стороной медали – сырье из-за валютной составляющей в нем подорожало.
Еще одной тормозящей причиной стал кадровый дефицит: зарплаты в легкой промышленности традиционно низкие, а на фоне девальвации рубля и всплеска инфляции они стали еще менее привлекательными, что, по понятным причинам, сдерживает приток соискателей.
Не менее важную роль, как подчеркивают эксперты, играет и другой фактор, который также сложно назвать позитивным. Серьезную угрозу сохранению высоких объемов производства и развитию розничного рынка товаров текстильной и легкой промышленности несут взлетевшие кредитные ставки, а также сжатие потребительского рынка.
удержаться на плаву
Легкая промышленность – неоднородная отрасль, включающая текстильные, швейные, кожевенно-обувные и другие производства. В Советском Союзе она в полной мере обеспечивала население текстилем и всеми необходимыми бытовыми товарами, гарантируя экономическую безопасность. Сегодня в ней присутствуют вполне успешные и современные предприятия, однако в целом легкая промышленность и до кризиса нуждалась в технологическом обновлении с переходом на полный цикл производства – от сырья до конечного товара (по типу кластеров). Объемы выпуска готовой продукции на сегодняшний день составляют немногим более 15% от выпуска советской эпохи, а производительность труда в среднем в полтора раза ниже, чем в других отраслях обрабатывающей промышленности.
Как следует из доклада «Можно ли спасти российскую легкую промышленность», представленного первым проректором и руководителем лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Вадимом Радаевым в 2014 году, проблемы отрасли можно разделить на четыре группы: слишком высокие налоги, отсутствие макроэкономической стабильности, институциональные и финансовые проблемы. К числу институциональных факторов относятся непредсказуемость в области госрегулирования деятельности предприятий легкой промышленности и непрозрачность бизнеса. Административные барьеры (таможенное регулирование, трудности с получением разрешений на строительство) и неразвитость производственной инфраструктуры (электроэнергия, транспорт, связь) также порождают целый ряд вопросов. Вадим Радаев уверен, что помощь государства или попытки административным путем ограничить импорт не решат проблемы отрасли.
В подтверждение этой позиции генеральный директор ГК «Обувь России» (входит в пятерку крупнейших операторов российского обувного рынка) Антон Титов утверждает: «Ограничение импорта ничего не принесет, тем более что естественным путем он сократился почти на 40%». С учетом того, что финансирование крупных производственных проектов стало практически недоступным, в российской обувной промышленности фактически отсутствует инфраструктура для ее развития: не хватает базовых производств, которые нужно создавать с нуля, поясняет эксперт. Без программы развития отрасли, принятой на государственном уровне, это невозможно. «Здесь речь идет даже не о государственном финансировании проектов, а о выработке механизма привлечения инвестиционных кредитов, например под госгарантии», – добавляет Антон Титов.
При этом интерес стратегических инвесторов к отрасли остается низким в том числе и из-за отношения государства к легкой промышленности как к неприоритетной отрасли. Очевидно, что как точку роста правительство ее не рассматривает, хотя эксперты не согласны с таким подходом.
«Важно разрабатывать меры для привлечения в российскую легкую промышленность иностранных инвестиций. Необходимо также софинансировать расходы на продвижение нашей продукции на зарубежные рынки, вкладывать средства в инфраструктуру, упрощать бюрократические процедуры, поддерживать технологические инновации и, разумеется, бороться с недобросовестной конкуренцией во всех видах (контрафакт, серый импорт)», – уверен Вадим Радаев (НИУ ВШЭ). Эксперт подчеркивает, что ориентация на внутренний рынок неминуемо приведет к его потере. Именно поэтому необходимо поддерживать экспортно ориентированные производства и встраиваться в мировую систему разделения труда.
Тем временем, как следует из оценки подавляющей части участников рынка, в нынешних сложных условиях ни о каком импортозамещении речи быть не может. Основные задачи для предприятий сегодня – оптимизация производства, выживание, сохранение коллектива и наработанных технологий. Участники отрасли признаются: в более отдаленной перспективе можно рассматривать стратегии по увеличению своей доли на внутреннем рынке, но пока явно не до этого. Компании приостановили расширение собственного производства: инвестиции в новое оборудование сегодня не просто не по карману, а, что гораздо важнее, непрогнозируемы в условиях неопределенности валютных курсов.
Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ) Андрей Разбродин призывает не предаваться девальвационной эйфории, но в то же время отмечает факторы со знаком плюс. «Девальвация национальной валюты ни теоретически, ни практически не в состоянии помочь какой-либо отрасли экономики страны. Однако в легкой промышленности существуют факторы, смягчающие негативную тенденцию: это резкое снижение цен на хлопковое волокно, которое на 100% импортируется в Россию. Кроме того, в соответствии с решением о присоединении России к ВТО, с 2015 года снизились таможенные пошлины на основные виды продукции текстильной и легкой промышленности», – напоминает Андрей Разбродин.
Участники бизнеса говорят о двояком эффекте девальвации. Так, в себестоимости обуви российского производства доля импортных комплектующих составляет 50–70%, в зависимости от ассортимента. «Основной эффект от девальвации – это рост себестоимоссти обуви, что приводит к увеличению издержек обувных компаний и росту цен для конечного потребителя, – рассказывает Антон Титов (ГК «Обувь России»). – Однако ослабление позиций рубля сыграло и на пользу нашему бизнесу, поскольку сейчас некоторый ассортимент выгоднее производить в России. Например, в сегменте полимерной обуви и обуви, в которой используются комплектующие из полимеров, у нас появилась возможность на 100% перейти на российские материалы, а значит, снизить себестоимость производства, сэкономить на логистике. Также переориентироваться на российские комплектующие можно и в классической мужской обуви – довести их долю до 90%. Однако в других сегментах ситуация сложнее. Например, для модельной женской обуви у нас нет нужного выбора кож, не производятся меховая подкладка и фурнитура. Здесь эффект от девальвации не ощутим».
кредит нынче дорог
Еще до обвала рубля власти пообещали поддержать отечественного производителя. В настоящее время в разработке находится стратегия развития легкой промышленности на период до 2020 года. В программе развития – привлечение «длинных» денег, предоставление государственных гарантий и субсидирование процентной ставки по кредитам. При этом данные инициативы сосредоточены вокруг предприятий, нацеленных на импортозамещение.
Выступая на форуме «Легкая промышленность: курс на конкурентоспособность» в конце декабря 2014 года, министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил: «Нужно сделать рывок, который позволит отечественным производителям вернуть значительную часть внутреннего рынка. Мы ставим для себя задачу довести объем присутствия российского производства на внутреннем рынке к 2020 году до 40%». По его словам, товары российской легкой промышленности в настоящее время закрывают около 25% внутреннего рынка, при этом доля импорта достигает 40%, еще около 35% розничного рынка составляет незаконно произведенная и ввезенная продукция.
На сегодняшний день в отрасли предусмотрены две основные формы субсидирования: финансирование процентной ставки по кредитам, привлеченным для технического переоснащения производств, и финансирование процентной ставки по кредитам, привлеченным для создания новых предприятий. На эти цели за трехлетний период Минпромторг планирует выделить 520 млн рублей и 720 млн рублей соответственно.
Увеличение доли российского производства будет осуществляться в первую очередь за счет развития собственной сырьевой базы – как натуральных волокон и материалов (хлопка, льна, шерсти), так и синтетических. Также для увеличения объемов производства российских предприятий необходимо использовать инструмент госзаказов и проработать дополнительные меры господдержки сырьевых проектов, утверждают в ведомстве.
Помимо этого, разработан ряд общенациональных инициатив по продвижению российской продукции: программа «Сделано в России» и проект «Знак качества». Эти инициативы нацелены на формирование устойчивых потребительских предпочтений в отношении отечественной продукции.
Однако в краткосрочной перспективе предложения Минпромторга по субсидированию ставки не облегчат ситуацию: производители просто-напросто не могут привлечь подъемные для них кредиты. Так, многие компании вынуждены были скорректировать свои инвестиционные программы на 2015 год, затормозить процесс открытия новых магазинов, сократить число торговых точек – все это в том числе из-за отсутствия необходимого финансирования, которое производители рассчитывали привлечь в форме банковских кредитов.
«Любой проект в производственной сфере требует значительных инвестиций и имеет долгие сроки окупаемости, которые в среднем составляют пять-семь лет, а в случае с созданием базовых производств (кожа, гранулы для подошв, мех) доходят до десяти лет, – поясняет Антон Титов (ГК «Обувь России»). – Предприятия испытывают сложности с привлечением финансирования на текущую деятельность, а инвестиционные кредиты практически никто не рассматривает. Наша компания столкнулась с тем, что финансирование стало менее доступным. Однако у нас диверсифицированный кредитный портфель, мы используем разные инструменты: кредитование, облигации, а также сотрудничаем со многими крупными банками. «Подушка ликвидности» и открытые кредитные линии позволяют нам поддерживать текущую деятельность». Однако к запуску крупных инвестиционных проектов группа компаний не планирует возвращаться, пока не будут снижены кредитные ставки и не заработает механизм привлечения инвестиционных кредитов, признается Антон Титов.
В частности, в ГК «Обувь России» временно приостановили стройку основного производственного комплекса, на реализацию которого планировалось привлечь инвестиционный кредит. При этом в компании продолжают вкладывать средства в разработку новых материалов для обуви в рамках научно-исследовательского центра «Модифицированные полимеры» по разработке сверхлегких, сверхпрочных и морозостойких материалов. Эти инвестиции оправданы, так как повышают конкурентоспособность компании в долгосрочной перспективе.
СОЮЗЛЕГПРОМ не раз обращал внимание общественности и чиновников на критическую ситуацию с кредитованием предприятий отрасли. Ставки по кредитам сегодня начинаются с 25% и достигают 45%. «К сожалению, Минпромторг РФ как главный профильный исполнительный орган не определил для предприятий отрасли порядок субсидирования процентных ставок ЦБ на 2015 год», – замечает Андрей Разбродин.
По словам эксперта, предприятия отрасли легкой промышленности являются с точки зрения кредитования непривлекательными еще и из-за отсутствия залогового потенциала. Оценочная стоимость основных фондов невысока, поскольку многие из них морально и физически устарели. В свою очередь, промышленность субсидировалась под две трети ставки ЦБ, практически в полном объеме на приобретение сырья и материалов, а также на проведение технического перевооружения. Это повышало ее платежеспособность. «Даже c учетом этого легкая промышленность не обременяет заботами государство. При нынешних государственных вложениях в отрасль на уровне 1,3 млрд рублей предприятия легпрома ежегодно перечисляют во все виды бюджетов налоги на сумму более 20 млрд рублей, а также 50 млрд рублей – в пенсионный и другие социальные фонды. Это говорит о неплохом потенциале отрасли», – подчеркивает Андрей Разбродин.
проблемы есть – надо решать!
Надежд на то, что геополитические игры скоро закончатся, нет. Соответственно, российской легкой промышленности приходится развиваться в тех условиях, которые сложились на сегодняшний день. Легкой жизни ей никто не обещал и не обещает, но, по мнению экспертов, эта жизнь могла бы стать лучше, если бы, по крайней мере, была решена проблема доступа предприятий к кредитным ресурсам.













