Аналитика и комментарии

25 декабря 2023

Море не по колено. Надо быть готовыми к усилению санкционного давления – Эльвира Набиуллина в интервью РБК

Заморозка активов частных российских инвесторов стала «очень болезненной темой» в списке санкций, которые были введены после начала военной операции России на Украине против российской финансовой системы, сказала в интервью РБК председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Также проблемой она назвала санкции, нацеленные на остановку международных платежей.

Глава ЦБ напомнила, что регулятор оценивал риски усиления санкций с 2014 года и был готов ко многим из них.

«Крупные банки, когда попали под санкции, уже были во многом готовы к тому, что это случится. Отключение от SWIFT – угроза была уже с 2014 года, поэтому выстраивали национальную платежную инфраструктуру. Резервы мы диверсифицировали и увеличивали долю юаня и золота», – отметила Набиуллина.

Набиуллина не исключила усиления санкционного давления. 

«Cанкционную политику совершенно невозможно предсказывать. Но мы просчитываем сценарий с усилением санкционного давления, каждый год представляем [его] в «Основных направлениях денежно-кредитной политики». Этот риск, безусловно, есть», – подчеркнула она.

«Конечно, есть искушение думать, что мы так хорошо прошли 2022 год и теперь нам, что называется, море по колено. Но надо быть готовыми к усилению санкционного давления», – предупредила глава ЦБ РФ. 

«Мы смогли на основные вызовы ответить, если говорить про финансовый сектор, но и в финансовом секторе есть проблемы, которые не до конца решены, в том числе трансграничные платежи. Да, выстраиваются цепочки, они постоянно меняются, но это остается еще проблемой для многих предприятий», — сказала Набиуллина.

Высказалась глава Банка России и о судьбе замороженных активов, назвав ситуацию «очень болезненной темой». По оценкам ЦБ РФ, заблокированные активы имели на счетах свыше 5 млн частных инвесторов. Cтоимость замороженных акций в портфелях физлиц в июле прошлого года составляла 320 млрд руб.

Заморозка резервов, по ее словам, стала «очень негативным сигналом для всех центральных банков, потому что это нарушение базовых принципов защищенности резервов». 

«Но здесь нам тоже помог плавающий курс и валютные ограничения, которые мы достаточно жесткие приняли весной прошлого года», – напомнила она.

Издание напоминает, что 8 ноября президент Владимир Путин подписал указ, допускающий обмен активами между российскими частными инвесторами и нерезидентами: по нему россияне смогут реализовать свои замороженные бумаги иностранцам, а те выкупят их на деньги с российских счетов типа С (такие счета имеют ограниченный функционал, средства фактически заблокированы).

Участие в обмене для инвесторов будет добровольным, при этом общая сумма заявки для каждого участника этого процесса не может превышать 100 тыс. руб. Глава Минфина Антон Силуанов оценивал, что механизм обмена может затронуть вложения около 2,5 млн россиян, имеющих заблокированные активы за рубежом.

Правовые условия для обмена активами созданы, но активность процесса зависит от интересов иностранцев, прокомментировала Набиуллина: «На наш взгляд, это может быть взаимовыгодно для инвесторов. Но дальше все зависит от самих инвесторов, прежде всего нерезидентов. У меня пока нет информации по поводу того, запрашивали они или не запрашивали [разрешения]».

По словам Набиуллиной, риски вложений в иностранные ценные бумаги для российских частных инвесторов сохраняются.

«Конечно, есть риски вложений в иностранные ценные бумаги даже через инфраструктуру дружественных стран. Мы о них предупреждали и обязали брокеров информировать о таких рисках клиентов. Одно дело – вы работаете в российской юрисдикции, другое дело — вы берете на себя риски иностранной юрисдикции. Мы видим, что наши опасения были не зря, потому что многие инвесторы, которые владели иностранными ценными бумагами через инфраструктуру дружественных стран, столкнулись с проблемами. Сейчас из-за риска вторичных санкций эти организации проводят длинные комплаенс-процедуры», – отметила глава ЦБ в интервью.

По данным регулятора, россияне значительно сократили инвестиции в иностранные ценные бумаги — почти с $7 млрд в феврале 2022 года примерно до $3 млрд на ноябрь 2023-го.



Поделиться:
 

Возврат к списку