Аналитика и комментарии

31 декабря 2022

Компания Ак Барс Страхование: Устойчивость в период турбулентности

Генеральный директор ООО «АК БАРС СТРАХОВАНИЕ» Рустем ИСМАГИЛОВ в интервью NBJ рассказал об итогах работы компании в 2022 году.

NBJ: Каковы результаты деятельности Ак Барс Страхование в 2022 году?

Р. ИСМАГИЛОВ: Традиционно деятельность компаний финансового сектора принято рассматривать через призму цифр: значения достаточности капитала, эффективности использования капитала, объёма выручки, прибыли. Пока рано подводить финансовые итоги года, но, опираясь на прогнозные финансовые показатели, можно с уверенностью сказать, что мы с комфортом войдём в 2023 год, я думаю, совет директоров и участник будут удовлетворены финансовыми итогами года.

Если говорить о нефинансовых итогах деятельности (напомню, в этом году мы первыми на страховом рынке представили нефинансовый отчёт), которым мы уделяем не меньше внимания, то и здесь нам тоже есть чем гордиться. В частности, речь идёт о таких показателях, как лояльность клиентов и уровень пролонгации договоров на второй, третий и последующие годы. Мы видим, что клиенты верят нам и остаются преданными компании. Это заметно на основании опросов, которые обязательно проводятся с каждым клиентом. За три года компания не получила ни одной подтверждённой Банком России претензии от потребителей.

Мы рады, что снизили срок урегулирования убытков: он стал ещё более комфортным для нас и на несколько ступеней более комфортным для клиентов.

Наш персонал хорошо проявил себя в этом году, и мы рады, что вместе с коллективом достойно проходим период геополитической и экономической турбулентности.

NBJ: Что, по вашему мнению, можно назвать главным достижением работы компании в 2022 году?

Р. ИСМАГИЛОВ: В текущем году было много достижений и побед: какие-то общепризнанные и публичные, какие-то – не столь известны широкой публике. Но всё-таки, учитывая конъюнктуру и общее настроение на рынке, я считаю, что главным достижением было улучшение платёжеспособности и финансовой устойчивости компании в период суверенизации экономики РФ. Благодаря хорошо продуманной инвестиционной политике, нашей последовательной реализации принципов устойчивого развития, диверсификации рисков в части соблюдения нормативных требований Банка России, мы три весенних месяца прошли очень уверенно, с большим запасом прочности. Это достижение нельзя назвать публичным, но оно весьма ощутимо для сотрудников, которые продолжали получать премии, социальные пакеты, обучаться.

Точно так же и наши клиенты не почувствовали на себе ни инфляционного давления в части тарифов, ни увеличения сроков выплат, ни изменения отношения к себе.

В этом году мы действительно прочувствовали на себе, что такое быть устойчивым в период турбулентности.

NBJ: Что стало для вас главным вызовом в этом году?

Р. ИСМАГИЛОВ: Обозначу несколько вызовов, с которыми мы столкнулись.

Первый вызов – это ситуация с перестрахованием в конце февраля, когда западные партнёры – перестраховочные компании – перестали быть нашими партнёрами. За достаточно короткий срок необходимо было наладить взаимодействие с РНПК по тем видам страховой защиты, которая раньше работала по другой логистике. Наша компания столкнулись с этой проблемой в связи с авиационным страхованием. 

Мы – один из ведущих игроков России на рынке авиационного страхования. Ситуация, которая сложилась в связи с ограничениями на полёты, поставками запчастей, техническим обслуживанием, потребовала от нас выстроить новые цепочки взаимоотношений с суверенными российскими перестраховщиками.

Второй вызов – это устойчивость и доступность ИТ-систем в условиях, когда целый ряд поставщиков разного рода ИТ-решений ограничили возможность их использования на территории РФ. Кроме того, мы фиксировали значительное количество хакерских атак, DDos-атак на наши системы, на сайт.

Третий вызов – не столь заметный с точки зрения цифр, но, я считаю, не менее важный, чем предыдущие два – это эмоциональное состояние людей: сотрудников компании, её клиентов, внешних контрагентов. Не секрет, что в этом году было заметно тяжёлое психологическое состояние людей, тревога. В этой связи возникла необходимость изменить подходы к управлению и оказать моральную поддержу сотрудникам. Нами был запущен телефон доверия, телефон психологической помощи.

NBJ: Ак Барс Страхование занимает одну из лидирующих позиций в исследовании по внедрению ESG факторов в деятельность российских страховых компаний. Что нового произошло у вас по ESG-повестке в 2022 году?

Р. ИСМАГИЛОВ: Я назову важные вехи 2022 года в части ESG-повестки.

Год начался с того, что я возглавил рабочую группу Всероссийского союза страховщиков по внедрению ESG-повестки в деятельность страховых компаний. Эта рабочая группа, образованная в декабре 2021 года, включает более 25 страховщиков. На этой площадке вместе с ВСС мы обсуждаем различные аспекты ESG, и как их можно имплементировать в те или иные процессы на страховом рынке.

В мае текущего года произошло знаковое событие для отрасли и для компании – мы первыми на российском страховом рынке раскрыли нефинансовую отчётность по международным стандартам GRI. Чтобы объяснить, насколько была проведена масштабная работа, достаточно сказать, что отчёт готовился шесть месяцев.

В июне мы получили повышение ESG-рейтинга, поднявшись на следующую ступень: агентство НРА присвоило Ак Барс Страхование ESG-рейтинг на уровне «А2.esg», что означает высокий уровень реализации инициатив в области устойчивого развития при принятии ключевых решений.

В текущем году мы впервые на рынке предложили концепцию устойчивого партнёрства – цепочку устойчивых поставщиков. 80 % всех поставщиков, связанных с нашей текущей хозяйственной деятельностью, присоединилось к этому документу. Также к нашей концепции публично присоединился ряд крупных компаний и банки, с которыми мы работаем. Например, в конце июня Ак Барс Страхование и «Ингосстрах» подписали декларацию об ответственном партнёрстве и начали совместную работу в области ESG.

В рамках партнёрства по устойчивому развитию мы подтвердили свою работу по таким основным принципам, как соответствие действующему законодательству и нормативным требованиям, нетерпимость к коррупционному поведению, деловая этика и добросовестное ведение бизнеса, а также соблюдение трудового права и прав человека в работе.

В этом году мы занимаем первое место в публичном рейтинге транспарентности среди страховых компаний, и любой желающий может ознакомиться с публичными аспектами деятельности компании на сайте.

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о ваших планах на ближайшее будущее.

Р. ИСМАГИЛОВ: С финансовой точки зрения, у нас амбициозные и одновременно реалистичные планы. Мы полагаем, что в 2023 году, как это произошло и в 2022 году, мы сможем опередить среднюю медиану по рынку и прирасти по показателям выручки, чистой прибыли, эффективности использования капитала.

Мы ожидаем роста доверия потребителя к компании, соответственно увеличения выручки в основных каналах продаж – в агентском канале в первую очередь.

По нашему мнению, диапазон изменений в риск-модели, продуктовой структуре, потребительском спросе, и процессы, действующие в компании, позволяют оперативно отвечать на новые вызовы.

Безусловно, компания будет анализировать ситуацию с платёжеспособностью действующих и потенциальных клиентов, учитывая существование ряда негативных внешних факторов, например, инфляции.

В 2023 году мы планируем обновить стратегию развития компании на следующий цикл, учитывая все новые факторы на рынке.

Если резюмировать, то я бы сказал, что мы продолжим делать то, что уже хорошо делаем сейчас.

Беседовала: Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (декабрь 2022)

Поделиться:
 

Возврат к списку