Аналитика и комментарии

24 июня 2022

Клиенты банков ждут падения своей платежеспособности

Менее четверти россиян — лишь 23% — уверены в своей способности обслуживать имеющиеся у них долги. Такие данные опроса Kept приводит «Коммерсант». Компания, созданная на основе бывшего российского подразделения KPMG, проводила опрос в апреле — мае текущего года, в нем участвовали розничные клиенты банков и представители малого и среднего бизнеса. Свои оценки дали более 2 тыс. респондентов.

Продемонстрированный результатами опроса уровень уверенности россиян в способности обслуживать свои долги вдвое меньше, чем мог быть до начала украинского кризиса, считает директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова. Она не исключает дальнейшего снижения доли уверенных заемщиков в случае ухудшения ситуации.

Исследование Kept также показывает, что более 93% респондентов намерены сокращать затраты. Бледнова объясняет, что многие россияне ощущают нестабильность ситуации с работой. По ее словам, для банков это означает возможный рост просрочки по кредитам и необходимость пересмотра риск-стратегий.

Реальный рост «плохих» долгов за два месяца, апрель и май, без эффекта реструктуризаций и кредитных каникул, мог составить до 15%, а до конца года может вырасти на дополнительные 25–30%, дает свою оценку независимый эксперт Андрей Бархота. Объем просроченных более чем на три месяца розничных ссуд по состоянию на 1 апреля текущего года превысил 1 трлн рублей, их доля составила 4,1%, свидетельствуют данные Банка России.

Тем временем банки пока не особенно тревожатся, выяснил «Коммерсант». У Сбербанка доля просроченной хотя бы на один день задолженности в кредитном портфеле находится на самом низком за последние годы уровне 1,5%; по оценке банка, как розничный, так и корпоративный портфель ведут себя достаточно устойчиво. В Абсолют Банке констатируют сокращение объема свободных средств у компаний и граждан, но не видят на данный момент изменений в качестве обслуживания кредитов.

На фоне мартовского всплеска инфляции и изменений в экономике способность заемщиков обслуживать банковские кредиты снизилась, признает аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский, но уже в мае ситуация начала налаживаться; серьезных рисков роста закредитованности он не видит.

Но банкиры отмечают снижение спроса на заемные средства на фоне весеннего роста ставок и уменьшение маржинальности банковского бизнеса. В Абсолют Банке указывают, что участники рынка сейчас пересматривают свои бизнес-модели и продуктовые линейки, увеличивая фокус на комиссионных продуктах.

Национальное бюро кредитных историй ранее сообщило о снижении доли российских заемщиков с избыточной долговой нагрузкой (показателем долговой нагрузки более 50%) до 13,6% на 1 апреля текущего года с 15,4% на 1 октября 2021-го. В абсолютных цифрах число таких заемщиков составило порядка 6 млн человек.

В четверг, 23 июня, первый заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин сообщил, что российские банки в марте — мае текущего года реструктурировали более 416 тыс. кредитов, выданных розничным заемщикам, на общую сумму свыше 211 млрд рублей (как по собственным программам, так и в рамках законов о кредитных каникулах и ипотечных каникулах) и свыше 53 тыс. кредитов малых и средних предприятий на 739 млрд рублей.

Поделиться:
 

Возврат к списку