Аналитика и комментарии

08 сентября 2024

Банковский сектор Казахстана: ключевые тренды и инновации в digital

Чем живёт digital-маркетинг банковской сферы Казахстана в 2024 году? К каким продуктам интерес аудитории непрерывно растёт, а к каким – обвалился почти на 30%? И почему март – самый важный и горячий месяц для этой ниши? Подробности – в исследовании от экспертов инновационного digital-хаба Wunder Digital, которое Национальный банковский журнал (NBJ) публикует с небольшими сокращениями.

Банковская сфера Казахстана динамично развивается, компании активно вкладываются в продвижение, а это сказывается на расстановке сил. Самые популярные рекламные платформы – Google, Meta * , TikTok, Яндекс. Больше половины бюджета расходуется на продвижение кредитных продуктов, интерес к которым растёт со стороны клиентов. Также растёт спрос на услуги для малого и среднего бизнеса. Пиковый интерес ко всем категориям банковских продуктов приходятся на март (в этот месяц можно наблюдать самые высокие ставки рекламных объявлений).

Общие тренды 
  • Цифровизация и инновации
Банки активно инвестируют в новые технологии, чтобы сделать мобильные приложения, интернет-банкинг и платежи ещё более удобными и доступными. Растёт интерес к криптовалютам и блокчейну.
  • Развитие экосистемы финтеха
Банки Казахстана создают собственные платформы или заключают партнёрство с финтех-компаниями, которые предлагают альтернативные финансовые услуги: платёжные и переводные сервисы, кредитование, инвестирование.

Маркетинговые тренды

Банки являются активными участниками рекламного рынка и входят в топ-50 рекламодателей Казахстана (телевидение, радио и наружная реклама).

Крупнейшие банки-рекламодатели, по данным Kresearch и оценке Wunder Digital:
1. Kaspi Bank
2. Home Credit 
3. Народный банк Казахстана

Если говорить о маркетинговых трендах в данной категории, то к ним относим:

1. Персонализированная коммуникация

Уделяется внимание сбору и анализу данных о клиентах, чтобы предлагать им продукты и услуги, максимально соответствующие их потребностям и предпочтениям. Это достигается за счёт использования передовых технологий в области больших данных и машинного обучения.

2. Омниканальность

В центре внимания – клиент и его опыт взаимодействия с банком. Качественное обслуживание должно быть обеспечено во всех каналах: в офисах банка, колл-центре, мобильном приложении, соцсетях и т.д.

3. Повышение роли digital

Реклама в интернете становится более значимой. Контент-маркетинг, таргетированная реклама, вовлечение через интерактив (например, DSP), видеоформаты – всё это ключевые инструменты в арсенале маркетологов банков.

4. ORM-маркетинг

Большое внимание уделяется созданию положительного имиджа банка в интернете. Проводится активная работа с отзывами, сообщениями и комментариями клиентов в соцсетях и на специализированных платформах.

5. Экологичный и социальноответственный маркетинг

Повышение осведомлённости и заинтересованности населения в вопросах экологии и устойчивого развития стимулирует банки акцентировать внимание на экологичных социальных проектах и инициативах, что также находит отражение в маркетинговых стратегиях.

6. Использование ИИ и чат-ботов

ИИ помогает повысить качество обслуживания клиентов, автоматизировать рутинные запросы и предоставлять персонализированную информацию о продуктах и услугах.

ТОП поисковых запросов

10_1.jpg

Запрос: кредиты/займы 

10_2.jpg

Абсолютный лидер поисковых запросов. За год интерес к теме увеличился на 26%. Анализ данных за 2022 и 2023 годы позволяет выявить сезонность: пик запросов приходится на период с января по февраль, достигая максимума в марте, в то время как минимальное количество наблюдается в начале лета.

В периоды высокого спроса банки активно размещают рекламу в интернете, а это влияет на повышение ставок рекламных публикаций.

Запрос: депозиты/вклады

10_3.jpg

Здесь также прослеживается сезонность: максимальное количество запросов с февраля по март, минимальное – с апреля по август. За год интерес пользователей к данной теме снизился на 1%.

Запрос: дебетовые карты

10_4.jpg

Пик поисковых запросов наблюдается в марте и октябре. За год интерес к теме снизился на 17%.

Запрос: денежные переводы

10_5.jpg

Максимальное количество запросов приходится на март. За год интерес к теме упал почти на 30%.

10_6.jpg

В периоды высокого спроса повышается активность игроков рынка по привлечению клиентов в сети, соответственно, могут расти ставки рекламных объявлений. Дополнительно на ставку может влиять инфляционный рост стоимости digital-инвентаря в 2024 г. на уровне +10…+15% (по сравнению с 2023 г.).

10_7.jpg

Интерес к той или иной теме зависит и от географического положения пользователей. Так, большая часть запросов «дебетовые карты» приходится на тройку крупных городов (Алматы, Шымкетен и Астана). В то время как вопрос денежных переводов больше всего интересует жителей некрупных населённых пунктов.

Анализ поисковых запросов малого и среднего бизнеса

10_8.jpg

10_9.jpg

За год интерес к теме среднего и малого бизнеса увеличился на 11%. Наибольшее количество запросов приходится на периоды февраль-март и сентябрь-ноябрь, при этом пик спроса наблюдается в марте и октябре.

Анализ конкурентов

10_10.jpg

Специалисты Wunder Digital проанализировали поисковые запросы в системах Google и Яндекс, содержащие наименования банков в различных написаниях.

По количеству запросов лидером является банк «Отбасы Банк», несмотря на то, что интерес к нему упал на 10% (по брендовым запросам). По количеству прироста поисковых запросов – лидерство у Bereke bank.

10_11.jpg

10_12.jpg

Основные посетители сайтов банков – мужчины 25–34 лет. Чаще всего для доступа к ресурсам они используют мобильные устройства.

В топ-5 самых посещаемых сайтов банков Казахстана вошли kaspi.kz, bankffin.kz, halykbank.kz, bcc.kz и forte.kz. Сайт Kaspi Bank лидирует как в органической выдаче Google, так и рекламной.

10_13.jpg

Приложение Kaspi Bank занимает первые позиции по скачиванию и установке в App Store и Play Market.

Анализ аудитории

10_14.jpg

По данным бюро национальной статистики, население Казахстана – 20 млн человек, из которых 10,8 млн – совершеннолетние пользователи интернета и потенциальные клиенты банков. За последние полгода около 11,35 млн человек воспользовались услугами банка: заказывали пластиковые карты, совершали денежные переводы, оплачивали коммунальные платежи. Интернет-банкинг в течение последних шести месяцев использовало около 8,25 млн человек.

10_15.jpg

Гендерное соотношение клиентов банка выглядит так: 54% – женщины, 46% – мужчины. Ядро аудитории составляют возрастные группы 25–34 и 35–44 года. Чаще всего к услугам банка обращаются люди со средним и высоким уровнем дохода. 

Текущий медиамикс категории в digital

10_16.jpg

Распределение бюджета на digital-рекламу выглядит так: почти половина приходится на Google, далее – продукты Meta * , TikTok и Яндекс.

10_17.jpg

Среди категорий банковских продуктов основная часть рекламного бюджета расходуется на продвижение кредитов, на втором месте – депозиты, затем дебетовые карт и услуги для малого и среднего бизнеса.

При этом эффективное распределение бюджета выглядит следующим образом:

10_18.jpg

1. Google Search, Meta * и TikTok приоритетны на малых бюджетах. С ростом медиадавления необходимо подключать GDN, Яндекс и РСЯ.
2. Оптимальная стоимость лида/конверсии усреднённого банка достигается на бюджете кампании $2000. 
3. Дополнительные бюджеты рекомендуется инвестировать в тесты новых каналов и имиджевые кампании.   

*Продукты Metа признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ

Текст: Wunder Digital

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (июль – август 2024)

Поделиться: