Аналитика и комментарии

07 июня 2006

"Большой взрыв" в банках Японии

 В развивающихся странах банковские кризисы в условиях глобализации случаются достаточно часто. По оценке МВФ, за последние 15 лет в мире их произошло более десятка. А японский случай показал, что такие кризисы могут возникать и в сильных, развитых финансовых системах и при этом тянуться многие годы.

Волна банкротств банков вызвала в середине 1990-х панику на японских биржах

Причины кризиса

Банковская система Японии до последнего времени сохраняла архаичные черты. Еще в начале 1960-х была введена детальная регламентация работы кредитных учреждений, рассчитанная на мобилизацию крупных денежных ресурсов для долгосрочных капиталовложений без риска банкротства кредитных учреждений.

В годы высоких темпов роста (1955-1974) при остром дефиците капитала главным и почти единственным источником внешнего финансирования для японских корпораций были банки. Право на работу с иностранной валютой было дано только одному банку. Банковское дело было отделено от рынка ценных бумаг. До 1984 г. действовали фиксированные ставки по депозитам. Либерализация в 19841985 гг. свелась к освобождению ставок по депозитам от контроля, и только в 1993 г. было разрешено создавать дочерние компании банков для операций с ценными бумагами.

ДОСЬЕ

Елена Леонтьева

Родилась в Москве. Окончила МГИМО МИД СССР в 1961 г. и в том же году поступила на работу в Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР. В 1970 г. окончила аспирантуру ИМЭМО. Кандидат экономических наук. В 1994 г. работала в Токийском государственном университете и в 1996-1998 гг. - в университете Хитоцубаси (Токио). В настоящее время работает в ИМЭМО РАН в должности главного научного сотрудника. Специализируется по экономике Японии. Основные направления работы: промышленная политика Японии; корпоративные группы; антимонопольная политика, экономическая история, текущая экономическая конъюнктура и прогнозы экономического развития Японии.

Банк Японии рефинансировал слабые банки по льготным ставкам, не афишируя этого. Министерство финансов, исполнявшее функции банковского надзора, поддерживало все учреждения, не давая им разориться. В обществе была стойкая иллюзия полной безопасности от банкротства банков.

В середине 1980-х банки оказались вовлечены в формирование спекулятивного <пузыря> на рынках ценных бумаг и недвижимости и понесли тяжелые потери после того, как этот <пузырь> лопнул в начале 1990 г.

В таких условиях международная система банковских стандартов, введенная в Японии в 1988 г., к середине 1990-х больно ударила по банкам, многие из которых были публично признаны неблагополучными.

В балансах банков образовался хронический <долговой навес>. Банки списывали безнадежные долги компаний-банкротов из прибылей и собственного капитала. Еще недавно японские банки считались сильнейшими в мире, но в конце 1990-х гг. они начали свертывать филиальную сеть за границей и уступать конкурентные позиции банкам США и Европы.

Финансовый кризис затянулся и вызвал цепь серьезных последствий в экономике. Первое - появилось множество некредитоспособных заемщиков. И как следствие - волна банкротств в промышленности и торговле. Второе <дефляционная спираль>. Долги стали дороже для кредиторов и дешевле для заемщиков. Население в массовом порядке начало переводить сбережения с банковских счетов в наличные. Капиталовложения замедлились, доходы населения и прибыли предприятий перестали расти. Третье и самое неприятное последствие заключается в том, что обремененная долгами компаний банковская система стала плохо выполнять функцию денежной трансмиссии.

Просчеты властей и поведение банков

К середине 90-х ситуация зашла в тупик. Минфин и Банк Японии до последнего отказывались признавать кризисные явления в банковской системе страны. Надзор с их стороны за банками был ослаблен из-за устаревших правил регулирования финансовых рынков. Существовала боязнь массового банкротства банков.

Сами же банки за предыдущие десятилетия так и не смогли выработать правила и свод приемов оценки кредитных рисков. Хотя к 1990-м их основными клиентами уже были в массе своей мелкие и средние предприятия. Монстры японского бизнеса к этому времени либо перешли на самофинансирование, либо искали источники за Как оказалось, крупные банки не в состоянии вести такую <штучную> работу, как оценка кредитоспособности массы мелких клиентов, у которых единственным обеспечением является недвижимость (земля). Земля стала <якорем кредитной системы>. Падение курсов акций в 1990 г. было первым толчком к образованию массoвой просроченной задолженности заемщиков. Но именно падение цен на землю нанесло наибольший ущерб качеству кредитных портфелей. К примеру, в 1995 г. безнадежными считались уже 75% долгов строительных компаний.

Власти же по-прежнему проводили <страусиную> политику, боясь всеобщей паники, которая была вполне вероятной в отсутствие адекватной системы страхования вкладов и правовой основы для реструктурирования банков. До 1997 г. Минфин просто воздерживался от действий.

Надзорные власти не потребовали от банков строгой классификации своих сомнительных кредитов в качестве неработающих. Банки скрывали убытки, занижали объемы <плохих долгов> и завышали свои капиталы. В результате точные масштабы бедствия не были известны никому.

Ко всему прочему в Японии издавна существовала практика рефинансирования под <прощение долгов> во избежание банкротства заемщика. Это традиция неформальных сговоров, согласно которым банки не требовали возврата кредитов от корпоративных клиентов, стоящих на грани банкротства, в обмен на обещание клиентов восстановить платежеспособность. Но цепной характер массовых банкротств заемщиков привел к тому, что невозвратные долги достигли во второй по ловине 1990-х гг. огромных размеров.

Несмотря на то, что все пытались закрывать глаза на происходящее, банки все-таки списывали <плохие> долги. Кумулятивная сумма списаний начиная с 1992 г. составила астрономическую сумму в 717,9 трлн. иен (примерно 6 трлн. долл.). Эта потеря примерно равна 13% кумулятивной суммы ВВП за 1992-2002 гг. На март 2003 г. не списанными еще оставались долги на сумму в 35,3 трлн. иен (чуть больше 300 млрд. долл.).

Защита вкладчиков и пополнение капитала банков

В 1995 г., когда начались банкротства сначала небольших местных банков, а затем крупных, серьезность кризиса была осознана японскими властями. В 1998 г. Кабинет министров провел крупномасштабную реформу регулирования финансовых рынков. Это был пакетный пересмотр законов о банках, сделках с ценными бумагами и биржах, о страховом деле, а также о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей. В частности, были устранены барьеры доступа на финансовые рынки. Банки, брокерские и страховые компании получили право заниматься всеми видами финансовых операций. Был отменен запрет доступа на финансовые рынки нефинансовым компаниям. Были разрешены торговля ценными бумагами вне фондовых бирж и создание электронных торговых систем. Было отменено лицензирование доступа к операциям в иностранной валюте. Инвесторы могли свободно переводить свои средства в любую валюту на внутреннем рынке Японии и за границей.

Для многих топ-менеджеров банкротство банков стало личной драмой

Правительству страны пришлось срочно организовывать рекапитализацию банков за государственный счет через Корпорацию страхования депозитов (КСД). В 1997 г. была введена обязательная гарантия вкладов до 10 млн. иен (около 90 тыс. долл.), а год спустя - всеохватывающее (<безразмерное>) покрытие вкладов. Это обезопасило Японию от <набега> вкладчиков на банки, но не дало решения проблемы <плохих долгов>.

Пополнение капитала банков для предотвращения их банкротств регулировалось принятым в 1998 г. законом о рекапитализации банков. Средства направлялись из КСД. В обмен корпорация приобретала привилегированные акции банков на условиях, что при несоблюдении норматива достаточности капитала она будет иметь право взять их под временное управление с последующей продажей в частные руки или на получение в банке голосующего пакета акций. За период 1999-2003 гг. таким порядком были ликвидированы либо переданы другим владельцам 12 крупных коммерческих банков.

За годы своего существования (начиная с 1996 г.) Корпорация страхования депозитов вложила в капитал 168 проблемных банков 17,9 трлн. иен (149 млрд. долл.), из которых 9,9 трлн., т. е. больше половины, было оплачено государственными облигациями и средствами налогоплательщиков. Опыт ее работы показал, что <безразмерная> подстраховка банков за счет налогоплательщиков большой пользы не приносит - она позволяет им принимать рискованные решения и не помогает их финансовому оздоровлению.

Финансовый сектор Японии в начале ХХI в. оставался слабым и хрупким, т. к. через восемь лет непрерывного списания долгов, <вливаний> средств и распродажи акций из банковских портфелей в 2003 г. средний по 156 банкам коэффициент достаточности капитала составлял всего 9,5%, что довольно близко к абсолютному минимуму.

Таким образом, попытки санировать банковскую систему по общепринятым в мире схемам списания долгов и рекапитализации банков не принесли успеха.

Новый этап оздоровления системы

Лишь в январе 2001 г., получив большинство в парламенте, очередное правительство Японии приступило к выработке нестандартных мер для оздоровления банковского сектора. Ликвидация <плохих долгов> была признана ключевым звеном структурных реформ.

В 1999 г. <плохие долги> у компаний и банков стала покупать специальная Корпорация для урегулирования (The Resolution and Collection Corporation). А в 2003 г. этой работой начал заниматься специально созданный правительством государственночастный Фонд оздоровления промышленности, подконтрольный Банку Японии.

Фонд работает как посредник между должниками и банками в тех случаях, когда необходимо координировать выплату задолженности сразу нескольким банкам. Фонд скупает у банков долги компаний и конвертирует их в акции компаний-должников, а затем подбирает спонсоров для реализации этих акций. На эти цели он располагал суммой в 10 трлн. иен (около 95 млрд. долл.) на предельный срок до 31 марта 2005 г., но использовал пока не более десятой части этой суммы.

Чтобы изолировать капиталы банков от превратностей фондового рынка и <распустить> сеть перекрестных акционерных связей между банками и нефинансовыми компаниями, Банк Японии с 2002 по сентябрь 2004 г. скупал акции из банковских портфелей на фондовом рынке напрямую - не как <операцию на открытом рынке>, но в качестве меры для финансовой стабилизации. Банк Японии пошел на эту нетрадиционную меру, к которой до сих пор не обращался ни один центральный банк в Америке и Европе, т. к. он не вполне доверял способности правительства справиться с банковским кризисом.

Финансовая помощь банкам, которая прежде давалась по их требованию, стала принудительной. Помощь предоставляется в виде покупки правительством привилегированных акций банков. Но план правительства предусматривает конвертацию этих акций в обыкновенные, так что государство может стать крупнейшим акционером банков. Эта угроза национализации оказалась действенным способом заставить банки избавляться от наиболее злостных неплательщиков.

Для разрешения кризиса в банковской системе японские власти прибегали и к административным дисциплинарным действиям, жестко вмешиваясь в работу банков. Но корень проблемы, скорее всего, в том, что банковский сектор слишком велик для потребностей современной Японии. Недаром его кризис начался тогда, когда прежняя <депозитно-кредитная> модель бизнеса стала давать серьезные сбои и не позволяла адаптироваться к экономике с избытком сбережений.

Сегодня также ясно, что сокращение банковского сектора Японии в размерах, по-видимому, неизбежно, равно как и изменения в структуре его деятельности. Банки сокращают объем кредитования экономики в пользу других операций: они предпочитают операции с меньшим уровнем риска, приносящие купонный доход и плату за комиссию (покупку и продажу государственных ценных бумаг, операции с акциями, облигациями, иностранной валютой, гарантийные операции).

По данным Банка Японии, комиссионные за услуги в 2002 г. составили 15,3% совокупного дохода банков против 4,4% в 1992 г. Финансовое посредничество банков в экономике Японии снижается, в структуре их деятельности происходит качественный сдвиг, приближающий ее к параметрам работы западных банков. Судя по тому, что в США и европейских странах комиссионные дают банкам около 30% всей выручки, это еще не предел.

Достаточно быстро меняется и состав банковского сектора Японии. В начале 1990-х гг. в нем насчитывалось 11 крупнейших, так называемых городских банков, 3 банка долгосрочного кредита, 129 региональных и 12 иностранных банков. После банкротств, слияний, поглощений и дроблений к 2003 г. в составе сектора всего 6 <городских> банков, 2 банка долгосрочного кредита и 117 региональных.

Что дальше, или Уроки кризиса

В Японии, как в правительственных кругах, так и в банковских, считают, что проблема финансового оздоровления еще не решена, хотя уже виден <свет в конце тоннеля> длиною более чем в десять лет. Оздоровление коснулось крупных банков. Очередь за средними и мелкими.

Банковская система Японии, которая пока что в основном <управляется правительством вручную>, ожидает скорого отхода от чрезвычайной политики в финансовом секторе. Тем более что все усилия последних кабинетов направлены на дерегулирование отраслей экономики, приватизацию государственной собственности, сокращение бюджетных расходов, уменьшение прямого вмешательства государства.

Японское правительство долго не признавало наличия кризиса в банковской сфере и лишь во второй половине 1990-х приступило к расчистке финансовых завалов. А банки и биржи избавлялись от <фантиков

Хотя японская банковская система вряд ли вернется к кризисным временам, ее будущее еще не вполне ясно, потому что концепция регулирования банковской системы в послекризисных условиях еще не выработана. Эксперты озабочены тем, смогут ли власти отойти от силовых приемов <кризисного управления>, от административного вмешательства и жесткой дисциплины к нормальному регулированию.

Елена Леонтьева, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН
Поделиться:
 

Возврат к списку