Аналитика и комментарии
Метаморфозы банка - "звезды"
Конкурентный потенциал коммерческих банков развивается в прямой зависимости от того, какой сегмент рынка банковских услуг наиболее динамично развивался в последнее время. В прошедшем году хитом сезона стало кредитование физических лиц. Это предопределило значительное число кредитных учреждений, подпадающих по итогам 2004 г. под определение <звезды>, согласно определениям Бостонской консалтинговой группы (БКГ). К таковым относятся фирмы, которые имеют относительно высокую долю рынка, а темпы роста соответствующего бизнеса превышают его среднерыночные показатели. В 2004 г. в сегменте кредитования физических лиц <звезд> было больше всего - свыше одной трети. В других основных сегментах рынка банковских услуг - инвестиции и кредитование нефинансового сектора, т. е. коммерческих банков с высоким конкурентным потенциалом - много меньше, в среднем около 15% от их общего числа.
Однако это отнюдь не свидетельствует о высокой конкурентоспособности банковской системы в целом. Слишком велика доля так называемых <собак>, которыми, по определению БКГ, являются фирмы с низкими темпами роста и малой долей рынка. Причем в сегментах рынка банковских услуг, имеющих относительно длительную историю развития. Так, в сфере кредитования нефинансового сектора подобным образом можно определить каждый третий коммерческий банк. А в области инвестиций <собак> еще больше - немногим менее 40% от общего числа кредитных организаций.
Подобное положение дел логично. В 2004 г. все ключевые сегменты рынка банковских услуг развивались высокими темпами. Согласно данным ЦБ РФ, рост размера инвестиций в ценные бумаги банковского сектора в прошлом году превысил 31%. Повышение объема ссуд, выданных банковской системой физическим лицам, составило 46,9%, а увеличение кредитования нефинансового сектора оказалось выше 67% за год.
Такие темпы роста оказались не под силу многим коммерческим банкам. Оттого-то среди лидеров по конкурентоспособности довольно много <коров> - коммерческих банков с низкими темпами роста, но с относительно высокой долей рынка. Впрочем, эти характеристики тоже хороши. Подобные кредитные организации создают высокие доходы, а их бизнес отличается стабильностью.
Вместе с тем настораживает тот факт, что прослеживается тенденция снижения числа коммерческих банков, которые по терминологии БКГ относятся к <знакам вопроса>. Причем происходит это в уже устоявшихся сегментах рынка - таких как кредитование нефинансового сектора и инвестиции в ценные бумаги. При этом большинство кредитных организаций из категории <знаки вопроса> перемещается в группу <собак>, а не <звезд>. Данное обстоятельство отнюдь не радует. Ведь если механически следовать рекомендациям БКГ, то более трети коммерческих банков страны не имеют будущего.
Правда, следует учесть, что большинство из них находится в регионах, где крупным банкам просто <не прижиться>. Слишком уж специфичны условия ведения бизнеса на разных территориях России. Поэтому без небольших местных коммерческих банков во многих регионах деловая среда может потерять и без того небольшой потенциал для своего развития. Данный аспект не мешало бы учитывать отдельным <горячим головам>, ратующим за сокращение числа кредитных учреждений. Реализация же подобной идеи <на руку> кому угодно, только не россиянам.
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА
В основу методики
составления рейтинга коммерческих банков о
конкурентоспособности положен подход
Бостонской консалтинговой группы . Помимо
всего прочего, он позволяет выстроить
конкурентоспособность фирмы путем
сопоставления
результатов ее бизнеса с достижениями
других участников рынка. При этом все
они распределяются на 4 категории: "звезды",
"коровы", "собаки" и "знаки
вопроса". А сравнением компаний
проводится по двум критериям - доле рынка и
темпам его роста.
Отталкиваясь от данной концепции БКГ, конкурентоспособность коммерческих банков также определялась по двум показатедям. В первую очередь по доле рынка, которую занимают на нем кредитные организации. В качестве второго параметра для сравнения использовались темпы роста соответствующего направления бизнеса коммерческого банка. Ранжирование осуществлялось в порядке убывания следующих показателей. Сначала по величине доли рынка, а затем по значению темпов роста соответсвующего бизнеса коммерческого банка.
Оценка проводилась раздельно по трем
основным сегментам рынка: кредитование
нефинансового сектора, выдача ссуд
ачстным лицам, а также инвестиции, причем
любого вида. Для каждого из этих
направлений был составлен отдельный
рейтинг конкурентоспособности. При этом
для каждого коммерческого банка была
определена его категория согласно
классификации БКГ. В ней "звездами"
являются кредитные организации, у которых
темпы роста соответствующего сегмента
рынка опережают аналогичный показатель
для всей банковской системы. Если же
данное соотношение оказывалось иным,
то коммерческий банк определялся в
качестве "коровы". Так называемые "собаки"
и "знаки вопроса" из рейтинга
исключались.
Для проведения оценки использовались
данные оборотной ведомости бухгалтерского
баланса (форма 101). Темпы роста
определялись по резульататм изменений
соотвествующих показателей за год, с 1
февраля 2004 г. по 1 февраля 2005 г., а доля рынка -
по состоянию на 1 октября 2004 г. и 1 января 2005 г.
Причем размеры соответствующего
сегмента рынка определялись по отчетности
Банка России для банковской системы. В
рейтинги не вошли кредитные организации, не
давшие согласие ЦБ РФ на раскрытие
отчетности по форме 101 на любую из
соответтвующих отчетных дат: на 1 февраля 2004
г., 1 октября 2004 г., 1 января 2005 г. и 1 февраля 2005
г.