Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Метаморфозы банка - "звезды"

Конкурентный потенциал коммерческих банков развивается в прямой зависимости от того, какой сегмент рынка банковских услуг наиболее динамично развивался в последнее время. В прошедшем году хитом сезона стало кредитование физических лиц. Это предопределило значительное число кредитных учреждений, подпадающих по итогам 2004 г. под определение <звезды>, согласно определениям Бостонской консалтинговой группы (БКГ). К таковым относятся фирмы, которые имеют относительно высокую долю рынка, а темпы роста соответствующего бизнеса превышают его среднерыночные показатели. В 2004 г. в сегменте кредитования физических лиц <звезд> было больше всего - свыше одной трети. В других основных сегментах рынка банковских услуг - инвестиции и кредитование нефинансового сектора, т. е. коммерческих банков с высоким конкурентным потенциалом - много меньше, в среднем около 15% от их общего числа.

Однако это отнюдь не свидетельствует о высокой конкурентоспособности банковской системы в целом. Слишком велика доля так называемых <собак>, которыми, по определению БКГ, являются фирмы с низкими темпами роста и малой долей рынка. Причем в сегментах рынка банковских услуг, имеющих относительно длительную историю развития. Так, в сфере кредитования нефинансового сектора подобным образом можно определить каждый третий коммерческий банк. А в области инвестиций <собак> еще больше - немногим менее 40% от общего числа кредитных организаций.

Подобное положение дел логично. В 2004 г. все ключевые сегменты рынка банковских услуг развивались высокими темпами. Согласно данным ЦБ РФ, рост размера инвестиций в ценные бумаги банковского сектора в прошлом году превысил 31%. Повышение объема ссуд, выданных банковской системой физическим лицам, составило 46,9%, а увеличение кредитования нефинансового сектора оказалось выше 67% за год.

Такие темпы роста оказались не под силу многим коммерческим банкам. Оттого-то среди лидеров по конкурентоспособности довольно много <коров> - коммерческих банков с низкими темпами роста, но с относительно высокой долей рынка. Впрочем, эти характеристики тоже хороши. Подобные кредитные организации создают высокие доходы, а их бизнес отличается стабильностью.

Вместе с тем настораживает тот факт, что прослеживается тенденция снижения числа коммерческих банков, которые по терминологии БКГ относятся к <знакам вопроса>. Причем происходит это в уже устоявшихся сегментах рынка - таких как кредитование нефинансового сектора и инвестиции в ценные бумаги. При этом большинство кредитных организаций из категории <знаки вопроса> перемещается в группу <собак>, а не <звезд>. Данное обстоятельство отнюдь не радует. Ведь если механически следовать рекомендациям БКГ, то более трети коммерческих банков страны не имеют будущего.

Правда, следует учесть, что большинство из них находится в регионах, где крупным банкам просто <не прижиться>. Слишком уж специфичны условия ведения бизнеса на разных территориях России. Поэтому без небольших местных коммерческих банков во многих регионах деловая среда может потерять и без того небольшой потенциал для своего развития. Данный аспект не мешало бы учитывать отдельным <горячим головам>, ратующим за сокращение числа кредитных учреждений. Реализация же подобной идеи <на руку> кому угодно, только не россиянам.

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА

В основу методики составления рейтинга коммерческих банков о конкурентоспособности положен подход Бостонской консалтинговой группы . Помимо всего прочего, он позволяет выстроить конкурентоспособность фирмы путем сопоставления
результатов ее бизнеса с достижениями других участников рынка. При этом все они распределяются на 4 категории: "звезды",
"коровы", "собаки" и "знаки вопроса". А сравнением компаний проводится по двум критериям - доле рынка и темпам его роста.

Отталкиваясь от данной концепции БКГ, конкурентоспособность коммерческих банков также определялась по двум показатедям. В первую очередь по доле рынка, которую занимают на нем кредитные организации. В качестве второго параметра для сравнения использовались темпы роста соответствующего направления бизнеса коммерческого банка. Ранжирование осуществлялось в порядке убывания следующих показателей. Сначала по величине доли рынка, а затем по значению темпов роста соответсвующего бизнеса коммерческого банка.

Оценка проводилась раздельно по трем основным сегментам рынка: кредитование нефинансового сектора, выдача ссуд
ачстным лицам, а также инвестиции, причем любого вида. Для каждого из этих направлений был составлен отдельный рейтинг конкурентоспособности. При этом для каждого коммерческого банка была определена его категория согласно классификации БКГ. В ней "звездами" являются кредитные организации, у которых темпы роста соответствующего сегмента рынка опережают аналогичный показатель для всей банковской системы. Если же данное соотношение оказывалось иным,
то коммерческий банк определялся в качестве "коровы". Так называемые "собаки" и "знаки вопроса" из рейтинга исключались.

Для проведения оценки использовались данные оборотной ведомости бухгалтерского баланса (форма 101). Темпы роста
определялись по резульататм изменений соотвествующих показателей за год, с 1 февраля 2004 г. по 1 февраля 2005 г., а доля рынка - по состоянию на 1 октября 2004 г. и 1 января 2005 г. Причем размеры соответствующего сегмента рынка определялись по отчетности Банка России для банковской системы. В рейтинги не вошли кредитные организации, не давшие согласие ЦБ РФ на раскрытие отчетности по форме 101 на любую из соответтвующих отчетных дат: на 1 февраля 2004 г., 1 октября 2004 г., 1 января 2005 г. и 1 февраля 2005 г.

Михаил Чекулаев
Поделиться:
 

Возврат к списку