Аналитика и комментарии

05 декабря 2023

Анатолий МЕДВЕДЕВ, «Ренессанс Банк»: «Для обслуживания предпринимателей мы построили «банк внутри банка» на отдельной инфраструктуре»

Начальник управления малого и среднего бизнеса «Ренессанс Банка» Анатолий МЕДВЕДЕВ в интервью NBJ рассказал о работе банка в новом сегменте, о выстраивании ключевой ИТ-инфраструктуры с нуля, о сотрудничестве с партнёрами по запуску направления МСБ.

NBJ: «Ренессанс Банк» известен как активный игрок на рынке розничного кредитования. Почему было принято решение пойти в сегмент МСБ, и какие направления решили развивать?

А. МЕДВЕДЕВ: Действительно, несколько лет назад наш банк был монолайнером и занимался преимущественно розничным кредитованием. В 2021 году было принято решение о диверсификации бизнес-модели и запуске обслуживания малого и среднего бизнеса. Одновременное развитие МСБ и розницы дает синергетический эффект и позволяет оказывать клиентам широкий спектр необходимых им услуг.

Мы изучали направления, по которым могли бы развивать свой бизнес в сегменте МСБ, и для начала решили предложить свои продукты и услуги предпринимателям, которые либо только открыли своё дело, либо уже его ведут, но выручка не превышает 20 млн рублей в год.

Наше предложение таким клиентам строится на пяти продуктах. Первый – рублёвый счёт с очень простыми и понятными тарифами в рублях. Второй – бесплатная бизнес-карта как инструмент управления расчётным счётом, по которой также начисляется кэшбэк и предоставляются скидки. Третий – эквайринг. Четвёртый – нефинансовые сервисы, среди которых только самое важное: бесплатная дистанционная регистрация ИП или ООО, онлайн-бухгалтерия, услуги налогового консультирования и юридической поддержки бизнеса, привлечения клиентов, проверки контрагентов, а также сообщество предпринимателей. Пятый – кредитование, которое запустится в ближайшее время. Это будет овердрафт.

NBJ: Могли бы вы выделить особенности вашей модели развития бизнеса?

А. МЕДВЕДЕВ: Мы выбрали цифровую модель обслуживания клиентов МСБ: все процессы от открытия счёта до подключения и использования продуктов реализованы в онлайне. Немаловажную роль здесь играет комплекс систем дистанционного банковского обслуживания, который в нашем банке построен на платформе Digital2Go компании BSS.

Отдельно хочется рассказать об инфраструктуре для обслуживания МСБ. По сути, мы выстроили банк внутри банка с отдельной архитектурой, своими процессами и системами, включая АБС, операционный CRM, кредитный конвейер, микросервисную платформу и ряд функциональных бэк-систем. 

NBJ: В чём вы видите целесообразность работы на отдельных системах?

А. МЕДВЕДЕВ: Это решение было принято по двум причинам. Во-первых, системы и процессы розничного бизнеса не вполне подходят для обслуживания клиентов МСБ. А мы стремились обеспечить максимально качественный сервис, в том числе, при помощи вендоров, которые зарекомендовали себя на корпоративном рынке. Во-вторых, нужно понимать, если вы выстраиваете свою архитектуру и бизнес-процессы на основе розницы, то с точки зрения приоритетов можете оказаться не в числе лидеров – возможен конфликт интересов по доработкам, ресурсам и другому.

NBJ: Расскажите подробнее о новой платформе ДБО. Какие выгоды вы видите для себя от использования решений BSS?

А. МЕДВЕДЕВ: Компания подходит под наше главное условие – готовое коробочное решение в соответствии со всеми требованиями банка по функциональности. Это касается как интернет-банка, так и мобильного банка.

Мы рассматривали разных поставщиков на рынке. Компания BSS предложила самые интересные условия, которые максимально отвечали нашим требованиям по функциональности. Конечно, не обошлось без кастомизации. Но у любого банка к коробочным решениям есть свои пожелания, которые нужно учитывать. В случае нашего партнёрства, все эти вопросы были решены в кратчайшие сроки.

NBJ: Какие возникали сложности во время проекта?

А. МЕДВЕДЕВ: Все шло по плану. BSS проанализировала выставленные банком требования. Так появилось понимание, где и что нужно скорректировать. И началась работа, которая итерационно от релиза к релизу давала прирост требуемого функционала.

NBJ: Как вы оцениваете сроки реализации проекта?

А. МЕДВЕДЕВ: Мы запустили проект за полтора года – это отличный результат, учитывая, что мы изначально планировали создать новую бизнес-линию внутри банка со своими процессами и центрами компетенций. Обычно такие проекты занимают 2,5–3 года.

NBJ: В любом проекте интересны его результаты и эффект. Вы можете поделиться цифрами? Чего вам уже удалось добиться?

А. МЕДВЕДЕВ: Проект был запущен на массовую аудиторию три месяца назад – в августе 2023 года. Сегодня мы обслуживаем клиентов в 75 городах России. От месяца к месяцу мы наблюдаем рост клиентской базы. К октябрю она увеличилась в 5 раз по сравнению с августом.

Среди преимуществ нашего проекта, которые помогают ему так стремительно расти и развиваться, стоит, прежде всего, отметить простой и понятный рублёвый прайсинг с расчётами в рублях. Нет сомнений, что предпринимателям нужны прозрачные и понятные тарифы. Во-вторых, бесплатная онлайн-бухгалтерия для трёх систем налогообложения. Сдача отчётности, как известно, обязанность любого бизнеса. А с нашим сервисом она превращается в простую и понятную операцию, не требующую больших усилий или привлечения сторонних экспертов. В перспективе немаловажную роль будет играть и овердрафт, который будет доступен с первого дня регистрации бизнеса предпринимателем.

NBJ: Для «Ренессанс Банка», как я понимаю, это только начало пути в части обслуживания клиентов МСБ. Каковы ваши дальнейшие шаги?

А. МЕДВЕДЕВ: Сегодня мы оцениваем, стоит ли пойти в отраслевые решения, например, создавать продукты для конкретных сегментов – e-com, «первые этажи», логистика, торговля. Или отдать предпочтение продуктам для клиентов, бизнес которых превышает выручку 20 млн рублей в год.

NBJ: Какой, по вашему мнению, должна быть идеальная картина взаимодействия банка с МСБ? Когда она станет реальностью в «Ренессанс Банке»?

А. МЕДВЕДЕВ: Я сам семь лет был предпринимателем. Обслуживался в разных банках. Перейдя на работу в финансовую организацию, стал создавать продукты для МСБ. 

По опыту могу сказать, что банк – это незаметный и надёжный помощник, который может всегда предложить полезные и прозрачные сервисы и продукты. Качественно, оперативно, понятно – именно так нужно работать с бизнесом. Такой подход лежит в основе концепции работы с предпринимателями в «Ренессанс Банке».

Беседовала Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (ноябрь 2023)

Поделиться:
 

Возврат к списку