Аналитика и комментарии

20 августа 2018

мысли вслух

9 августа появилось сообщение о присоединении банка «Глобэкс» к Связь-Банку. Именно в этот день состоялись внеочередные общие собрания акционеров обеих финансово-кредитных организаций, на которых было принято решение о реорганизации активов. В результате заявленного процесса реорганизации Связь-Банк станет правопреемником банка «Глобэкс» по всем правам и обязательствам. 

Наверное, многим эта новость показалась рядовой и неинтересной, но лично мне она представляется знаковой, особенно если вспомнить историю. Оба банка «попали» под Внешэкономбанк в первые же месяцы кризиса-2008, то есть без малого десять лет тому назад, когда еще не был запущен механизм санации проблемных финансово-кредитных организаций через Агентство по страхованию вкладов. Утверждать, что все без малого десять лет после этого ВЭБ искал покупателей на оба актива, было бы неверным: в 2008, 2009 и даже в 2010 годах явно было не до этого. Но на протяжении последних семи лет руководство Внешэкономбанка регулярно озвучивало планы «сбыть с рук» оба актива.

Судя по всему, не получилось. Безусловно, возлагать всю ответственность за это на руководителей ВЭБа, хоть нынешних, хоть предыдущих, было бы неправильным. История Связь-Банка и банка «Глобэкс» после кризиса-2008 – не повод для критических замечаний, а, скорее, «зеркало» нашей банковской сферы. Спрос на подобные активы в ней отсутствует уже давно. И в этом контексте, конечно же, очень интересно будет посмотреть, как будут возвращать на «частный рынок» свежесанируемые банки. Есть смутное подозрение, что из потенциальных покупателей в данном случае тоже не выстроится очередь. 

Судя по всему, это понимает и регулятор рынка, и его участники, поэтому надежды на восстановление конкурентного поля, то есть на уменьшение доли государства, возлагаются не на сделки по продаже банков с госучастием, а на развитие высоких технологий, на создание условий, в которых частные банки могли бы если не на равных, то хотя бы более или менее успешно конкурировать с «госами». 

Определенная логика в этом есть, но все же закрадывается подозрение – не очередная ли это «палочка-выручалочка», которая только представляется наделенной магической силой? В свое время примерно с таким же воодушевлением возлагали надежды на то, что «частный рынок» решит все проблемы. Потом надеялись, что долю государства в нашей банковской системе позволит сократить такой инструмент, как «народные IPO», причем о них в последние несколько лет стараются не вспоминать по причинам слишком очевидным, чтобы их перечислять. Затем раздумывали, нельзя ли законодательно, путем введения ограничений на увеличение их доли в том или ином сегменте рынка, запретить госбанкам расти. И вот теперь пришли к выводу, что системы, созданные на базе новых технологий, такие как маркетплейс, ЕБС и другие, как-то будут способствовать устранению диспропорций конкуренции в банковской сфере. 

Хотелось бы верить, что это так. Но опыт показывает, что «палочки-выручалочки» не существует даже в спокойные времена, и уж тем более она отсутствует в периоды, когда экономика движется от одного кризиса к другому. Пусть даже кризисы эти и являются не полномасштабными, а локальными и скоротечными.  
 
Анастасия Скогорева,
главный редактор NBJ

Поделиться:
 

Возврат к списку