Аналитика и комментарии

03 февраля 2017

мысли вслух

Говорят, как Новый год встретишь, так его и проведешь. Судя по январским событиям, 2017 год мы все проведем небезынтересно. Очевидно, что меняются те факторы, которые на протяжении последних трех лет оказывали существенное влияние как на экономическую, так и на политическую жизнь России, да и на состояние национальной банковской системы тоже, поскольку она является неотъемлемой частью российской экономики. 
В то же время налицо определенная стабилизация ситуации, и это становится особенно очевидным, когда знакомишься с содержанием выступлений спикеров в рамках состоявшегося в середине января Гайдаровского форума. Если можно так сформулировать, вопросы обсуждались преимущественно стандартные. Какая денежно-кредитная политика наиболее соответствует тем вызовам, которые стоят сейчас перед национальной экономикой. Каким должен быть оптимальный уровень инфляции, чтобы бизнес мог развиваться и население чувствовало себя более комфортно. Как увеличить инвестиционную составляющую экономики. Ни для кого не секрет, что проблема дефицита инвестиций по-прежнему стоит достаточно остро: капитальные государственные вложения не могут и не должны полностью заменять те средства, которые при благоприятных условиях мог бы направлять в экономику частный бизнес. 
Конечно же, в рамках форума много говорилось о том, какие реформы, направленные на изменение структуры национальной экономики и на исцеление ее от «голландской болезни», необходимы, а также о том, в какие сроки они должны быть проведены. Как показывает довольно болезненный опыт последних трех лет, нельзя обсуждать реформы годами, пора уже приступать к их претворению в жизнь, особенно если учесть, что очередной глобальный финансово-экономический кризис, возможно, уже стучится в дверь.
Но какими бы оживленными ни были дискуссии по этим темам и какими бы разными ни были экспертные мнения, высказанные в рамках Гайдаровского форума и на других подобных мероприятиях, очевидно одно: все это – проблемы, которые следует решать последовательно, вдумчиво и спокойно. То есть это не форс-мажоры, к которым мы так или иначе вынуждены были привыкать в последние годы. Похоже, правы были те эксперты, которые еще полгода назад говорили о том, что наиболее острая фаза кризиса, а точнее, его «дно» уже пройдено. Подниматься наверх, конечно же, будет нелегко, но хорошо уже то, что движение начинается. 
Определенный диссонанс возник в тех оценках, которые эксперты и аналитики давали Давосскому форуму, состоявшемуся так же в январе, причем в преддверии другого весьма примечательного события – инаугурации 45-го президента США. Там, если верить главе «Роснано» Анатолию Чубайсу, царила атмосфера ужаса, на российских «площадках» тем временем царила атмосфера делового спокойствия. Понятно, что ошибаться в своих предчувствиях и прогнозах могут все: и те, кто сейчас ужасается, и те, кто воспринимает приход к власти эксцентричного американского миллиардера как порыв свежего ветра в мировой геополитике. Но пока, на данный момент, весьма правдиво звучат слова, сказанные пресс-секретарем президента России Дмитрием Песковым: «у нас никакого ужаса нет, все нормально, продолжаем работать». 
Хотелось бы, чтобы это стало девизом не только для января, но и для всего 2017 года. 

 

Анастасия Скогорева,
главный редактор NBJ

Поделиться:
 

Возврат к списку