Аналитика и комментарии

16 марта 2020

Страховщики автоматизируют «счетные операции»

Автоматизация деятельности современных финансовых организаций – это необходимое условие эффективности их бизнеса. Страховые компании, растущие и набирающие силу в конкурентной борьбе за клиентов, также заинтересованы в автоматизации различных направлений своей работы. Насколько успешно продвигается автоматизация в страховой отрасли?

Крупные страховщики – лидеры автоматизации

Вопрос автоматизации в страховании, так же, как и в любой другой отрасли, зависит, прежде всего, от размеров компании. «Если мы смотрим на топ-5 или топ-10 страховщиков, то, безусловно, можем говорить о достаточно высоком уровне автоматизации, – высказывает свою точку зрения вице-президент «Ингосстраха» по ИТ Алексей Клепиков. – Компании активно автоматизируют процессы скоринга, тарификации продуктов, продажи и взаимодействия с клиентами». В компаниях за пределами первой десятки ситуация хуже в силу объективных факторов – недостатка финансирования и специалистов, а также особенностей формирования портфеля компании. К примеру, игроки, сосредоточенные на обслуживании юридических лиц, медленнее проходят процесс цифровизации и автоматизации, отмечает Алексей Клепиков.

Традиционно страховая отрасль является более консервативной к автоматизации и применению информационных технологий в целом, чем, скажем, банковский бизнес, считает директор по развитию бизнеса компании Bell Integrator Андрей Эзрохи. «В отличие от банков, страховой бизнес не является транзакционным в классическом его понимании, и зависимость от доступности информационных технологий несколько ниже по сравнению с той же банковской сферой или телеком-компаниями, – говорит Андрей Эзрохи. – Это в целом накладывает свой отпечаток на ИТ-стратегию страховых компаний и определяет приоритеты направлений деятельности бизнеса, критичные к автоматизации. На примере наших клиентов могу сказать, что довольно существенные области деятельности еще нуждаются в автоматизации и более детальном покрытии ИТ, что, например, для банков давно стало стандартом».

Направления автоматизации

По словам Алексея Клепикова, страховые компании в первую очередь автоматизируют «счётные операции» – это области, связанные с обработкой больших массивов данных, в которых важна технологическая составляющая. К примеру, процессы скоринга – комплексная операция, в рамках которой обрабатываются различные данные о страхователе. Также у страховых компаний есть инструменты анализа «цифрового следа» – общедоступные профили в социальных сетях и пр.

«Страховщики достаточно хорошо развивают автоматизацию взаимодействия с клиентами, – считает вице-президент «Ингосстраха» по ИТ. – Например, личный кабинет страхователя (на сайте и в мобильном приложении) есть у всех ведущих игроков рынка. Гибкость и оперативность реагирования – ключевые ожидания клиентов, которые стали причиной автоматизации этого направления. На сегодняшний день клиент может не приезжать в офис в большинстве случаев – достаточно быть онлайн. Ответы на вопросы, получение консультаций, продление действующих и заключение новых договоров, а в некоторых случаях и урегулирование убытков – все эти операции доступны клиентам крупных страховщиков в онлайн-формате».

На примере «Ингосстраха» можно говорить об автоматизации процессов разработки продуктов, подчеркнул Алексей Клепиков. Благодаря собственной цифровой платформе и отработанным алгоритмам совместной работы ИТ-специалистов и представителей бизнеса, компания значительно автоматизировала это направление и сократила временные издержки. Команда специалистов может разработать какую-либо гипотезу, подобрать комбинацию наполнения продукта и оперативно запустить её тестирование, обработать результаты и внести исправления. Именно за счёт автоматизации весь цикл операций реализуется в сжатые сроки.

«Стоит отметить, что вопросы управления рисками и анализ связанных с этим данных являются, пожалуй, наиболее критичными с точки зрения применения технологий, – считает Андрей Эзрохи. – Кроме того, процессы фронт-офиса, продаж продуктов, формирования необходимых документов для поддержания продаж также отлично автоматизированы и всегда находят поддержку бизнеса для инвестиций. Сложнее с процессами бэк-офиса, пост-продажными процессами сопровождения клиентов, – здесь уровень автоматизации зачастую недостаточный. Кроме того, страховые компании крайне сдержанно смотрят на применение новых технологий, начиная от банальных мобильных приложений и заканчивая задачами искусственного интеллекта».

 

Подходы

Если говорить о том, как сегодня меняются подходы к автоматизации работы страховых компаний, то основным изменением, которое можно наблюдать повсеместно, является переход на непрерывность изменений в ИТ-структуре компании, считает Алексей Клепиков. Современный рынок находится в состоянии постоянной трансформации, и совершенно логично настроить процессы автоматизации в соответствии с этим фактом.

«Кроме того, современные страховщики переходят на кросс-функциональный подход формирования команд. Прошлые варианты структур, при которых бизнес-подразделения и ИТ-специалисты работали порознь, уходят в прошлое. Сегодня важно не только оперативно предоставить какое-то решение для бизнеса, но и сделать его максимально соответствующим ожиданиям уже на первых этапах. А для этого нужно понимание нюансов страхового дела, объединённое с высоким уровнем технологической экспертизы», – подчеркивает вице-президент «Ингосстраха» по ИТ.

Очевидно, что подходы к любой автоматизации диктует экономика – поможет ли внедренная технология заработать больше или сократить издержки, и как быстро – вечные вопросы, отмечает Андрей Эзрохи. «По опыту наших клиентов мы видим, что горячими областями для автоматизации сейчас для них являются сокращение затрат на бэк-офис и борьба со страховым мошенничеством, применение роботизации бизнес-процессов и аналитических систем».

«Что касается будущего, я уверен, что при общем повышении зрелости страхового рынка, страховые компании будут бороться за лидерство именно применением ИТ для повышения доступности и удобства использования страховых продуктов для клиентов. Тенденция применения ИТ для сокращения издержек сменится внедрением автоматизации для увеличения продаж», – делится своим мнением Андрей Эзрохи.   

Поделиться: