Аналитика и комментарии

20 августа 2018

Новая бизнес-стратегия требует замены или модификации АБС

Автоматизированную банковскую систему (АБС) можно назвать ключевым звеном в банковском ИТ-ландшафте. Ее замена – это весьма болезненный для банка процесс, который, как правило, носит вынужденный характер: либо имеющаяся система перестает справляться с объемами данных, либо затраты на ее поддержание становятся неприемлемыми для банка, либо финансово-кредитная организация кардинальным образом меняет стратегию своего развития. Проекты по замене АБС серьезным образом влияют на текущую деятельность банка. Случается так, что при внедрении новой АБС сотрудники департамента информационных технологий вынуждены работать чуть ли не в круглосуточном режиме. В этом отношении, конечно, гораздо более экономичным и практичным вариантом является модификация или частичная замена модулей действующей АБС.

Причины замены АБС

ИТ-ландшафт банка, бизнес которого стабилен и не претерпевает резких изменений, как правило, не меняется. Обычно существует централизованная АБС, покрывающая от 20% до практически 100% функциональных потребностей банка, специализированные модули и системы. Если перед финансово-кредитной организацией не стоит задача кардинального продвижения на рынке, например, выхода в розницу, то текущие требования бизнеса можно решать с помощью модификации системы ресурсами самой организации или поставщика системы, поскольку они носят точечный, локальный характер.

В случае, когда банк изменяет свою бизнес-стратегию, выходит с принципиально новыми продуктами, в новый для себя сегмент рынка либо развивает ретейл, он вынужден предпринимать усилия по серьезному изменению в ИТ-архитектуре. 
Для сохранения конкурентоспо­собности финансово-кредитной организации необходимо оперативно управлять своими средствами, динамично реагировать на изменения ситуации по всей сети офисов, создать безопасное и оперативное корпоративное пространство. В этой связи банку требуются механизмы, способные обеспечивать данные процессы. 

Во всех территориально-распре­деленных структурах существует зависимость от корпоративной переписки, внутреннего документооборота, систем принятия решений. Разрозненные территориальные решения малоэффективны, потому что сложные системы в открытом интернете будут работать с замедлением. Соответственно, с укрупнением структуры или в случае смены бизнес-стратегии банк вынужден строить централизованную защищенную информационную сеть с безопасными, управляемыми коммуникациями. В такой ситуации некоторые организации принимают решение о смене АБС.

Данная инициатива связана со сменой стратегии организации, изменением планов и задач в среднесрочной и долгосрочной перспективе, отмечают эксперты. Это объемные инвестиции в течение как минимум двух лет, поэтому финансовое состояние организации должно быть стабильным. Также очень важно учитывать при этом уровень зрелости информационных технологий и проектной организации внутри банка. 

Основная причина замены существующей АБС – это ее моральное устаревание, которое начинает ощущаться, когда банк предполагает в ближайшие годы активно развиваться, а система перестает «успевать» за потребностями бизнеса. То есть либо затруднен вывод на рынок новых продуктов, либо он становится слишком дорогим, либо внутренняя трудоемкость совершения операций становится слишком высокой.

Иногда смену АБС осуществляют для увеличения инвестиционной привлекательности банка с целью его последующей продажи.

Замена АБС – это дорогое удовольствие, и подходить к данному мероприятию надо с четким пониманием стоящих перед банком задач. Нужно осознавать, что именно требуется от системы, и выбирать, исходя из определенных критериев. Выбор подхода зависит от конкретной ситуации и целей заказчика, но при грамотной реализации позволяет минимизировать информационные и репутационные риски банка в целом.

Основные параметры выбора

Выбор автоматизированной банковской системы – это сложный процесс, поскольку АБС выбирается на долгосрочную перспективу и требует учета не только текущего состояния решения и его поставщика, но и возможностей вендора развивать и масштабировать систему.

Опрошенные нами эксперты обозначили следующие важные, с их точки зрения, параметры выбора АБС.

Первый – наличие не менее пяти успешных внедрений в банках, схожих по определенным параметрам. В данном случае речь идет об успешном опыте использования системы в банках с аналогичным направлением бизнес-стратегии.

Второй – необходимость отдельного анализа работы программы в многофилиальной и разнесенной по разным часовым поясам среде (актуально для многофилиальных банков).

Третий – возможность самостоятельного развития системы (пользовательского генератора отчетов, встроенного языка программирования и т.д.). Кроме того, необходимо проверить устойчивость работы системы, количество выявляемых ошибок. Конечно, при выборе нужно также смотреть на желание разработчика модифицировать АБС под требования банка.

Четвертый – меньшие затраты на переход со старой версии АБС: можно подобрать систему, в которой взаимодействие внутренних модулей и принципы работы с внешними системами почти не изменяются. 

Эксперты рассказывают, что хорошо зарекомендовал себя метод, когда совместно силами разработчика и банка настра­ивается и досконально тестируется один из жизненно важных продуктов банка, например кредиты. Это требует от банка определенных дополнительных расходов, но позволяет хорошо изучить как саму АБС, так и подходы фирмы-разработчика к внедрению.

Конечно, важным параметром выбора той или иной системы также является ее стоимость.

Внедрение проекта

Внедрение автоматизированной банковской системы – это большой проект, время выполнения которого во многом зависит от четкости ИТ-стратегии, зрелости проектной организации внутри банка, поддержки руководства и его способности принимать не всегда простые бизнес-решения. Размер банка и интенсивность операций тоже влияют на сроки внедрения, но, как показывает практика, все же для такого рода проектов критическими являются те факторы, которые указаны выше. 

Говоря о временных параметрах внедрения АБС, эксперты называют сроки от одного года до двух лет.

Непосредственно сам процесс внедрения – это самый тяжелый период, поскольку несколько дней сотрудники ИТ-подразделения вынуждены работать практически в круглосуточном режиме. Потом ситуация немного выравнивается до сдачи ближайшей месячной отчетности. В нормальное русло жизнь начинает входить примерно через несколько месяцев, иногда требуется полгода.

Существует и другой, более долгий (сроки проекта увеличиваются в два раза), но зато более «спокойный» способ внедрения АБС – по частям, отдельно по продуктам. Он позволяет минимизировать проблемы внедрения, но при этом банк вынужден решать иную задачу, а именно консолидировать данные между старой и новой АБС.     

Поделиться:
 

Возврат к списку