Аналитика и комментарии

19 августа 2016

Взаимодействие с госорганами: опыт и экспертиза «Диасофт»

Единая система межведомственного взаимодействия функционирует, казалось бы, давно, однако до сих пор банки сталкиваются с нестабильностью и ограничениями работы некоторых сервисов. 
Для обеспечения надежного взаимодействия нужны усилия как со стороны ведомств (в части предоставления корректно функционирующего сервиса), так и со стороны вендоров. О том, с какими сложностями сталкиваются банки при взаимодействии с госорганами, на что нужно обращать внимание при выборе разработчика, а также о планах развития программных решений NBJ рассказал руководитель продукта «Взаимодействие с госорганами» компании «Диасофт» Алексей ЕФИМОВ.

NBJ: Большинство банков уже подключились к системе межведомственного документооборота, и, судя по их отзывам, не все в этом вопросе обстоит для них гладко. На что, по Вашим наблюдениям, чаще всего жалуются кредитные организации и какие аспекты этого взаимодействия вызывают у них вопросы?

А. ЕФИМОВ: Cистема межведомственного документооборота строится на доступе банков к единой шине СМЭВ, которая выступает как маршрутизатор доставки информации до сервиса каждого конкретного ведомства. В этом случае возникает два аспекта взаимодействия: первый – стабильность и качество работы непосредственно самой шины СМЭВ, второй – стабильность и качество работы сервиса конкретного ведомства. Сейчас все ведомства работают в разрозненном пространстве и сами устанавливают правила и форматы взаимодействия. Иногда ведомства создают искусственные преграды. Так, например, разработав уникальную систему онлайн-проверки паспортов, специалисты компании «Диасофт» столкнулись с тем, что сервис ФМС ввел ограничение – не более 30 обращений в минуту. В связи с этим большое количество запросов сейчас находится в необработанном состоянии, что влечет за собой скопление очередей. Такое искусственное ограничение не могло не вызвать обеспокоенность со стороны банков, однако вендор не может им помочь в этом вопросе, поскольку ограничение наложено сверху. 

Но если говорить про СМЭВ как про единую шину взаимодействия, то сейчас она работает стабильно, и те претензии, которые возникали на этапе внедрения первых компонентов для взаимодействия с госорганами, отсутствуют. На данном этапе остаются лишь претензии, связанные со скоростью и качеством обработки запросов и ответов непосредственно сервисами государственных ведомств. 

NBJ: Для бесперебойного обмена документами и информацией с госорганами банкам необходимо найти решение. Какие пожелания они выдвигают к ним и на что, по Вашей экспертной оценке, следует ориентироваться банкам при выборе подобных решений?

А. ЕФИМОВ: Я думаю, что банкам нужно прежде всего ориентироваться на компетенции и опыт разработчиков, поставляющих решения на рынок. Важно найти разработчика, готового тратить ресурсы и время на развитие решения, имеющего опыт и экспертизу в этом вопросе, а также способного учесть ошибки, с которыми он столкнулся ранее. В первую очередь, конечно, важен практический опыт. На втором месте – стоимость решения. Сейчас рынок достаточно жесткий, и тот, кто продемонстрирует компетенцию и предложит свой продукт за более приемлемую цену, и получит клиента. Кроме всего прочего, банки, особенно крупные, обращают внимание на скорость обработки данных. И чем больше банк, тем больший объем информации ему приходится запрашивать у федеральных ведомств, поэтому решения для крупных игроков рынка должны иметь большую нагрузочную способность и возможность масштабирования – как вертикального, так и горизонтального.

NBJ: Два года назад компания «Диасофт» реализовала в решении «Взаимодействие с госорганами» компоненты для работы с ГИС ГМП Федерального казначейства, ФМС, ФССП, РНиП. Расскажите, пожалуйста, получило ли дальнейшее развитие это решение, появились ли в нем новые компоненты? Если да, то какие?

А. ЕФИМОВ: Да, конечно. Более двух лет назад «Диасофт» начал разрабатывать решение «Взаимодействие с госорганами», и на сегодняшний момент оно включает в себя 12 компонентов. Специалисты компании, отвечающие за развитие решения, следят за тем, что происходит на рынке, и стараются в достаточно короткие промежутки времени реализовывать возможность подключения новых компонентов. Например, когда была получена информация о согласованных форматах по взаимодействию с ГИС ЖКХ, в компании «Диасофт» вплотную занялись разработкой компонента, поддерживающего такие форматы обмена, и через полтора месяца он был готов. Также были разработаны компоненты по проверке СНИЛС, упрощенной идентификации клиентов, проверке ИНН.

Отмечу также, что решение компании «Диасофт» для взаимодействия с государственными органами не ограничено рамками взаимодействия через СМЭВ. Дело в том, что ряд ведомств предоставляет свои сервисы через прямое взаимодействие. Поэтому в рамках решения появились еще такие компоненты, как взаимодействие с нотариальной палатой, реестром сведений о банкротстве физических и юридических лиц, центральной избирательной комиссией. Современный рынок и законодательство обуславливает потребность банков в новых сервисах, поэтому можно с уверенностью сказать, что к концу текущего года в решении «Диасофт» появится от двух до пяти новых сервисов. 

NBJ: В чем Вы видите конкурентные преимущества Вашего решения по сравнению с аналогичными решениями, предлагаемыми другими разработчиками?

А. ЕФИМОВ: Уникальным преимуществом решения «Диасофт» является то, что оно работает в связке с ИТ-системой Diasoft FA#, и все компоненты для взаимодействия с госорганами работают в режиме онлайн-интеграции. Кроме того, решение работает на различных промышленных СУБД (Oracle, MS SQL, Sybase) и может быть развернуто на любой из них. 

Конкурентным преимуществом решения я бы назвал и то, что все компоненты построены на едином ядре – как я его называю, «ядро СМЭВ». Оно разработано в «Диасофт» и предназначено исключительно для обеспечения взаимодействия с различного рода сервисами. При разработке первого компонента для взаимодействия с ГИС ГМП специалисты «Диасофт» заложили основу, на которой сейчас успешно масштабируется большое количество компонентов-адаптеров. У решения «Взаимодействие с госорганами» развитый пользовательский интерфейс. «Диасофт» предоставляет не просто адаптер, железку, которая занимается отправкой сообщений и приемом ответов, но еще и визуальный интерфейс как для администратора, так и для оператора решения, что дает банкам возможность не только наблюдать за процессом интеграции с госорганами, но и управлять данным обменом. 

NBJ: Хорошо известно, что сейчас большинство российских банков находятся, если так можно выразиться, в стесненном финансовом состоянии. Насколько доступным по ценовому параметру для них является решение, предлагаемое компанией «Диасофт» в сфере СМЭВ?

А. ЕФИМОВ: Ценовые характеристики компонентов для взаимодействия с госорганами от «Диасофт» в целом не отличаются от предложений-конкурентов, цены находятся примерно в одном диапазоне. И с учетом того, что качество решений «Диасофт» подтверждено многочисленными внедрениями, могу с уверенностью сказать, что компоненты весьма востребованы на рынке.

NBJ: Сколько банков на данный момент используют решения компании «Диасофт» в рамках подключения к СМЭВ?

А. ЕФИМОВ: Более 100 банков используют компоненты для взаимодействия с госорганами от «Диасофт», и, внедрив один наш продукт, скажем модуль ГИС ГМП, они заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве. Так, сейчас уже более 50 банков внедрили дополнительные компоненты из комплексного решения «Взаимодействие с госорганами».

NBJ: Как руководитель продукта расскажите о дальнейших планах компании по усовершенствованию решения «Взаимодействие с госорганами».

А. ЕФИМОВ: Я уже говорил, что компания «Диасофт» отслеживает потребности рынка, с одной стороны, и возможности сервисов госорганов – с другой. Основная бизнес-задача – быстро и качественно поддерживать новые сервисы, которые появляются в рамках государственных ведомств и востребованы в части бизнеса со стороны банков.

У процесса развития решения есть две стороны, как у медали: техническая составляющая и бизнес-составляющая. В технической части компания «Диасофт» не останавливается на достигнутых показателях, постоянно развивает ядро СМЭВ для того, чтобы увеличивать его нагрузочную способность, стабильность и качество обработки данных.

В части бизнес-составляющей специалисты «Диасофт» стремятся, чтобы с момента появления потребности в сервисе у банков до момента выпуска готового продукта на рынок проходило не более месяца. Это вполне решаемая задача. Отмечу, что один из недавно выпущенных компонентов – «Взаимодействие с ЦИК (ЦБ)» – был запущен в эксплуатацию через 26 дней с момента появления у банков потребности в нем. За это время была не только разработана документация, проведена аналитическая работа и подготовлено производство, но еще и выпущен дистрибутив, который был передан банкам для установки.

Решение «Взаимодействие с госорганами» от компании «Диасофт» – это комплексный продукт с гарантированным будущим, поэтому я уверен, что через год в нашем решении появится до 10 новых компонентов. И это планы, которые обязательно будут реализованы.   

беседовала Олеся Шишкова, бренд-менеджер департамента маркетинга компании «Диасофт»
Поделиться:
 

Возврат к списку