Аналитика и комментарии

13 июня 2015

Выбрать и не прогадать

Банки сейчас вынуждены урезать свои бюджеты на реализацию различных ИТ-проектов. Цена любой ошибки становится особенно большой, а подчас даже критической. Своими рекомендациями на тему, как правильно выбирать ИТ-проекты и какими критериями при этом руководствоваться, поделились с NBJ вице-президент, директор департамента практик прикладных решений компании ОТР Алексей Газизов и руководитель департамента ECM-решений компании ОТР Кирилл Колдашев.

NBJ: По Вашим наблюдениям, какое значение имеет правильно выбранная ИТ-стратегия для банков?

А. ГАЗИЗОВ: С учетом нынешней ситуации в банковском секторе необходимо конкретизировать, что мы вкладываем в понятие «правильная ИТ-стратегия» и каким критериям она должна соответствовать. На мой взгляд, главное, что необходимо – чтобы она была вариативной. Под воздействием внешних и внутренних факторов могут меняться условия, в которых вынужден работать банк, перед бизнес-подразделениями могут быть поставлены новые цели и задачи. 

И ИТ-блок не должен ждать, когда «бизнес» прибежит к нему с просьбой – он должен иметь в своем распоряжении вариативную стратегию и задействовать в такие моменты один из ее сценариев. 

NBJ: Фактически речь идет о проактивном подходе?

А. ГАЗИЗОВ: Да. Причем это обуславливается не только тем, что в сложные времена ситуация меняется куда быстрее, чем в спокойные, и поэтому нельзя руководствоваться стратегией-монолитом. Растет и уровень профессионализма в сфере банковских ИТ, а это означает, что профильные специалисты в банках готовы участвовать в разработке вариативных ИТ-стратегий и выполнять их положения. 

NBJ: Не могли бы Вы привести конкретный пример сотрудничества ОТР с каким-либо банком в рамках разработки вариативной ИТ-стратегии?

А. ГАЗИЗОВ: Да, у нас был такой опыт. К нам с предложением провести аудит его ИТ-инфраструктуры обратился Кредит Урал Банк. Мы не только осуществили аудит, то есть выявили «тонкие места» ИТ-ландшафта данной финансово-кредитной организации, предложили ей свои рекомендации по их устранению, но и совместно с командой банка разработали вариативную ИТ-стратегию.

NBJ: С ИТ-стратегией понятно, но банки часто жалуются на то, что очень трудно бывает выбрать ИТ-проект, который в случае реализации принес бы ожидаемые результаты, уложился бы в отведенные сроки и не потребовал бы при этом дополнительных расходов. Что бы Вы порекомендовали им в данном случае?

К. КОЛДАШЕВ: Один из важнейших факторов – выбор ИТ-проекта должен быть коллективным и осуществляться на стороне банка. То есть бизнес-подразделения должны сформулировать свои пожелания, ИТ-подразделения должны их консолидировать, четко формализовать и очертить варианты реализации проекта как с точки зрения платформы, так и с точки зрения подрядчиков, которые могли бы принять участие в процессе реализации. 

А. ГАЗИЗОВ: Очень важно при выборе и реализации проекта не экономить на собственной команде. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что заказчик рассчитывает на то, что все за него сделает поставщик. Конечно, бывают случаи, когда банк сразу предлагает учесть, что на его стороне будет работать минимальное количество специалистов. Но все же чаще заказчик не предупреждает подрядчика, а последний потом сталкивается с тем, что ему приходится все делать самому без серьезной помощи со стороны команды банка.

Еще рекомендация: не бояться изменений требований по ходу реализации проекта. Конечно, желание свести их количество к минимуму вполне объяснимо, и мы со своей стороны стремимся обеспечить оптимальный результат. Так, например, сотрудничая с одним из крупнейших частных банков, мы договорились о том, что количество изменений должно составить не более 25%, – и нам удалось не превысить эту планку. В другом проекте с тем же банком в качестве норматива указано 10% – я считаю, что это вполне достижимая цель.

NBJ: Понятно, что сейчас, наверное, банки воздерживаются от финансирования масштабных проектов, но тем не менее банкиры признают, что ИТ-инфраструктура должна находиться в постоянном развитии – нельзя ее «законсервировать» и оставить без изменений. В связи с этим хотелось бы задать Вам вопрос: какие ИТ-решения, по Вашему опыту, пользуются сейчас наибольшим спросом со стороны кредитных организаций?

К. КОЛДАШЕВ: Банки явно интересуются решениями, нацеленными на организацию быстрого обмена документацией по клиентским сделкам. Это вполне естественно – конкуренция ужесточается, и кредитные организации стремятся к тому, чтобы поддержать лояльность клиентов. А этого можно добиться, в том числе и сократив время ожидания клиента, когда он обращается за какой-либо услугой. 

Мы как раз предлагаем технологии такого класса: комплексное решение на базе EMC Documetum, которое позволяет наладить централизованный обмен документами между фронт-офисными, мидл-офисными и бэк-офисными подразделениями. Когда приходит клиент, в систему сразу же поступает пакет документов, имеющих отношение к нему, и сотрудники подразделений получают доступ к информации, необходимой им для принятия решения.  Что приводит к существенному сокращению времени обслуживания.

А. ГАЗИЗОВ: Должен сказать, что мы работаем на всем ИТ-ландшафте заказчика. И благодаря этому лично я так бы сформулировал ключевые потребности банков сейчас. Первое – они запрашивают решения, которые позволили бы им «знать своего клиента» – то есть иметь в распоряжении всю доступную информацию о нем. Это объективная потребность, потому что, во-первых, бурный рост клиентской базы уже в прошлом, а во-вторых, банки стремятся «вести» своих клиентов от начала до конца, предоставляя им не только классические банковские услуги, но и услуги страхования, лизинга, консультирования и т.д.  В ФГ Лайф мы как раз с целью удовлетворения этой потребности внедрили в марте 2014 года Data Master Management на платформе Oracle. Это позволило консолидировать всех клиентов группы, классифицировать их, выработать более адресный подход к каждому.

Вторая потребность – не секрет, что ЦБ предъявляет сейчас более жесткие требования к банковской отчетности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что банки стремятся повысить качество информации, предоставляемой как регулятору, так и Росфинмониторингу, Агентству по страхованию вкладов и т.д.

NBJ: То есть речь опять-таки идет о решениях, призванных организовать процесс сбора, очистки и обработки данных?

А. ГАЗИЗОВ: Да. И третья потребность – это организация каталога тарифов и продуктов. По своему опыту мы можем сказать, что достаточно распространенной является практика, при которой в линейках банков наличествуют продукты, практически не отличающиеся друг от друга. При этом каталог продуктов ведется в разных системах, он не унифицирован, что порождает определенные риски для банков. Естественно, кредитные организации, те из них, кто занимает лидерские позиции в различных рейтингах,  крайне заинтересованы в классификации и консолидации своего продуктового ряда. 

NBJ: Насколько нам известно, вы предлагаете банкам решения, разработанные на базе систем западных производителей – Oracle, IBM и др. Не возникает ли тут рисков, связанных с введением санкций против России?

К. КОЛДАШЕВ: Возникают, и мы стараемся их минимизировать для наших клиентов. Например, предлагая для самого пессимистичного сценария перейти на СПО – свободное программное обеспечение. Для реализации имеющихся задач есть необходимые прикладные апробированные решения, но пока, должен сказать, банки морально не готовы к такому решительному шагу, и их можно понять. Масштабной практики использования СПО на сегодняшний день нет, а испытывать на себе риски, которые с этим связаны, никто из финансово-кредитных организаций не хочет.  

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку