Аналитика и комментарии

01 апреля 2013

Через призму доходности

Какие дивиденды получают банки от продаж сервисов ДБО в современных рыночных условиях? В какую сторону меняются потребности пользователей? Как эволюционируют технологические платформы для дистанционных банковских услуг?

На эти и другие вопросы на злобу дня в интервью НБЖ ответила директор компании - провайдера сервисов дистанционного банковского обслуживания Faktura.ru Мадина МУКАНОВА.

НБЖ: Мадина, расскажите об основных KPI по итогам 2012 года, которыми характеризуется динамика развития бизнеса компании?

М. МУКАНОВА: Одним из основных показателей динамики развития бизнеса Faktura.ru является количество пользователей сервисов «Интернет-банк» и «Мобильный банк» - корпоративных и частных клиентов наших банков-партнеров. В 2012 году по сравнению с результатами 2011 года количество корпоративных клиентов, использующих сервис «Интернет-банк», увеличилось на 32%, частных - в 2,5 раза. Аналогичные темпы прироста характерны для предыдущих двух лет работы компании.

Однако нельзя не отметить, что с каждым годом с увеличением популярности дистанционного банкинга количество транзакций и валовый объем платежей через наши сервисы ДБО со стороны каждого пользователя возрастают опережающими темпами. Прирост общего оборота является гораздо более существенным, нежели количественный рост абонентской базы. Так, например, по итогам 2010 года оборот и количество транзакций, совершаемых в рамках сервиса «Мобильный банк», увеличились в три раза, а по итогам 2012 года количество платежей через этот сервис возросло уже в шесть раз.

НБЖ: С чем, по-вашему, связаны такие внушительные темпы развития рынка дистанционных банковских сервисов?

М. МУКАНОВА: Это связано в первую очередь с развитием дистанционного бизнеса банками, которые уделяют сервисам ДБО более пристальное внимание и рассматривают это направление деятельности уже через коммерческую призму: повышение комиссионных доходов, увеличение остатков на пассивных счетах, сокращение затрат на содержание точек продаж и фонд оплаты труда фронт-персонала, что, как следствие, увеличивает маржинальность дистанционных платежных операций по сравнению с традиционным форматом и дает импульс к дальнейшему развитию online-банкинга. Так, в 2012 году еще несколько российских банков стали партнерами Faktura.ru и более 20 крупнейших партнеров расширили региональную сеть присутствия сервисов ДБО.

Кроме того, нельзя не отметить, что в целях популяризации сервиса среди пользователей Faktura.ru в 2012 году проводились совместные с банками-партнерами стимулирующие маркетинговые мероприятия, которые позволили увеличить ежемесячный прирост подключений к сервису «Интернет-банк» как корпоративных, так и частных пользователей в среднем на 86% за время проведения акции.

НБЖ: Наверняка новые функциональные возможности интернет-банка также способствуют увеличению пользовательской аудитории и популярности сервиса среди клиентов банков? Не могли бы вы выделить наиболее существенные функциональные новинки прошлого года?

М. МУКАНОВА: Бесплатные мобильные приложения Faktura.ru для Android и iPhone, выпущенные в начале 2012 года, расширили формат интернет-банка. С этого времени Faktura.ru из домашнего офиса банка превратилась в карманный и обеспечивает самый оперативный доступ к банковским счетам клиента. По итогам года общее число инсталляций (скачивании с торговых площадок GooglePlay и AppStore) мобильных приложений семейства Faktura.ru превысило 15 тысяч.

К числу наиболее значимых новинок 2012 года также следует отнести реализацию функционала по работе с вкладами физических лиц, позволяющего осуществлять автоматическое открытие, закрытие и пополнение депозитных счетов, online-настройки режима безопасности банковской карты (оперативный запрет/ разрешение на снятие наличных средств, расчетов по картам в интернет-магазинах, расчетов из-за рубежа, блокировка), а также расширение функционала online-покупок и внедрение совместно с системой «Золотая Корона - Денежные переводы» сервиса «Мгновенные переводы», стремительно набирающего популярность у пользователей Faktura.ru.

Также осенью 2012 года была запущена в промышленную эксплуатацию новая версия сервиса «Интернет-банк», в которой расширены и усовершенствованы платежные функции, в частности реализована возможность подтверждения нескольких документов одним SMS-паролем. Для этого подготовленные к оплате платежи автоматически попадают в одну «корзину». В SMS-сообщении с разовым паролем содержится информация о сумме и назначении каждого платежа из «корзины». Кроме того, платежи клиентов могут осуществляться в интернет-банке автоматически согласно сформированному графику, который пользователь активирует разовым SMS-паролем. Также новая версия системы предусматривает возможность оплаты созданных в интернет-банке шаблонов посредством SMS-команд с мобильного телефона. Команды отправляются на единый номер 6470 с указанием названия шаблона и суммы платежа. Опция доступна клиентам всех банков -партнеров Faktura.ru независимо от установленной в банке АБС.

НБЖ: Обратная сторона медали - проблема чрезмерно насыщенного функционала систем интернет-банкинга, который порой значительно усложняет работу рядового пользователя в сервисе. Об этом все чаще говорят и пользователи, и разработчики. Как сильно данная тенденция влияет на лояльность ваших пользователей и насколько она ограничивает возможный круг потенциальных клиентов?

М. МУКАНОВА: Действительно, развитие функциональности online-сервисов постепенно усложняет системы дистанционного банкинга, но мы понимаем, что функции, которые еще вчера были доступны только в офисе банка, с развитием технологий мигрируют в дистанционный формат и, если такой тренд не поддерживать, система утратит свою современность.

Безусловно, для сохранения баланса функциональности и юзабилити любого интернет-сервиса, а уж финансового в особенности, необходима кропотливая работа по приведению и поддержанию интерфейса систем ДБО в соответствии с современными визуальными и пользовательскими требованиями. И в этом аспекте развития систем ДБО Faktura.ru стала трендсет-тером, предложив своим пользователям интерфейс, реализованный на современной платформе с применением прогрессивных графических web-технологий web 2.O. Усовершенствованная структура меню, интеллектуальный поиск услуг, интерактивное взаимодействие с визуальными элементами, крупные заголовки и ассоциативные иконки повышают интуитивную понятность при работе с сервисом, позволяют ориентироваться в широком функционале, легко и быстро осваивать новые сервисы. Отдельно следует отметить возможность использования банками - партнерами Faktura.ru модели white label как в части мобильных приложений, так и в части сервиса «Интернет-банк» для физических лиц. Адаптация системы под фирменный стиль кредитной организации и создание индивидуального образа сервисов ДБО доступны всем банкам - партнерам Faktura.ru.

НБЖ: И последний вопрос: чего ждать существующим и потенциальным банкам-партнерам и конечным пользователям вашего продукта в ближайшем будущем? Какие новые «фишки» вы планируете предложить рынку?

М. МУКАНОВА: Мы продолжим следовать рыночным тенденциям и будем, как и прежде, стремиться сделать интернет-банк действительно массовым инструментом оперативного управления финансами, акцентируя свое внимание на расширении функциональных возможностей дистанционных сервисов и повышении их пользовательских свойств.

В прошлом году основным вектором развития для нас были сервисы «Интернет-банк» и «Мобильный банк» для клиентов - физических лиц. Выше мы с вами уже обсудили наиболее существенные нововведения. В 2013 году мы продолжим работу над усовершенствованием юзабилити интернет-банка, а также планируем расширить функционал автоматических платежей.

Повышенное внимание будет уделяться продуктам для корпоративных клиентов. Новый интерфейс сервиса «Интернет-банк» будет переработан с учетом повышения пользовательских характеристик, соответствующих современным трендам. Эти работы ведутся с середины прошлого года, а запуск в промышленную эксплуатацию запланирован на конец 2013 года. Кроме того, будут запущены в эксплуатацию приложения для мобильных устройств на базе iOS и Android OS для данной категории клиентов. Из функциональных возможностей для корпоративных пользователей станут доступны online-операции с кредитами и депозитами.

Отдельного внимания требует вопрос безопасности дистанционных транзакций. В нынешнем году имеющийся комплекс мер информационной безопасности будет дополнен удостоверяющим центром с поддержкой усиленной квалифицированной подписи. Также будет реализована поддержка устройств для визуализации подписываемых документов.

Беседовала: Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку