Аналитика и комментарии

15 мая 2012

Заказчиком ИТ-решений выступает сегодня бизнес

Директор департамента по работе с финансовыми организациями компании «Техносерв» Стефан СТЕФАНЯК в интервью НБЖ поделился своей точкой зрения на проблемы информатизации финансового сектора России.

НБЖ: Какое место среди ваших заказчиков занимают структуры финансового сектора?

С. СТЕФАНЯК: Представители финансового сектора - одни из самых надежных и важных заказчиков Техносерва на сегодняшний день. Неслучайно бизнес по этому направлению за прошлый год вырос почти в i,5 раза.

В нынешнем году мы рассчитываем на развитие бизнеса розничных банков - чрезвычайно важного сегмента для компании. И хотя сейчас в России с точки зрения ИТ самый динамичный бизнес - это телекоммуникационная индустрия, я уверен, что рынок розничных банковских услуг опередит его и по темпам, и по масштабам роста.

НБЖ: Почему столь пристальное внимание уделяется именно розничным банкам?

С. СТЕФАНЯК: Потому что они по-прежнему находятся в стадии развития. Если сравнить рынок в России и на Западе, то европейский розничный бизнес непрерывно развивается последние шестьсот-семьсот лет, в России же был почти семидесятилетний перерыв. Однако страна догоняет своих европейских соседей и, что примечательно, делает это с огромной скоростью. По определенным продуктам и направлениям рынка российские банки уже сопоставимы с западными. Но еще есть сегменты, в которых отечественные финансовые организации пока отстают. Ведь по факту мы создаем рынок банковских услуг практически с нуля последние двадцать лет. Кроме того, не следует забывать о влиянии кризиса 2008 года.

НБЖ: Как изменилась, на ваш взгляд, ситуация на рынке информатизации финансового сектора России за последнее время?

С. СТЕФАНЯК: Прежде всего, за последние два-три года изменился подход наших заказчиков к сотрудничеству: теперь главным заказчиком того или иного решения не всегда выступает департамент ИТ, а все чаще им становится соответствующее бизнес-подразделение. И это нормальная стадия развития рынка. Прошло то время, когда ИТ были просто инструментом наподобие ручки и бумаги и в силу этого не вызывали к себе интереса со стороны представителей бизнеса. Но сейчас стало понятным, что от того, насколько правильно они выберут ИТ, будет во многом зависеть успех их дела.

Последнее время мы все больше обсуждаем возможные решения для наших заказчиков, с одной стороны, с точки зрения возможностей развития бизнеса, с другой стороны, с точки зрения ограничений, которые создают текущие решения.

Такая схема работы накладывает на нас серьезные обязательства, поскольку мы теперь должны не просто быть профессионалами с точки зрения ИТ и стандартов, но и хорошо разбираться в бизнесе клиента.

Следующее важное изменение - это развитие розницы. Многие банки занимаются сейчас инновационными проектами, например, мобильным банкингом, который в России только недавно стал зарождаться.   И   перспективы   здесь oгромные: через два-три года клиенты банков сократят операции при помощи пластиковых карт и будут выполнять финансовые операции через другие устройства идентификации, такие как мобильный телефон, смартфон или планшетный компьютер. При этом возникает, конечно, проблема безопасности, которую надо решать. И многие банки этим уже занимаются.

НБЖ: Какие решения или информационные системы были наиболее востребованными в минувшем году?

С. СТЕФАНЯК: Я бы выделил два основных блока наиболее востребованных ИТ-решений. Во-первых, наблюдается большой спрос на решения, позволяющие хранить и структурировать большие объемы информации, обеспечивая при этом быстрый доступ к необходимым данным. Общеизвестно, что банкам приходится хранить огромные объемы информации. Конечно, возникает вопрос, где хранить такое количество данных и как одновременно обеспечить быстрый доступ к ним. Здесь появляется очень много интересных решений.

Второй блок востребованных ИТ-решений - это решения по безопасности. Уверен, что этот рынок будет однозначно расти по двум основным причинам. Первая из них: банки собирают все больше информации о своих клиентах, поэтому остается проблема защиты персональных данных. Усиление конкуренции ведет к тому, что информация о клиентах является стратегической на сегодняшний день. Вторая причина - это использование мобильных устройств (iPad, iPhone и т.д.), которые люди не только теряют, но и не умеют самостоятельно грамотно защищать, что приводит к печальным последствиям.

Отмечу, что Техносерв в настоящее время как раз активно развивает продуктовый ряд решений, обеспечивающих информационную безопасность, и различные технологии хранения и структурирования данных.

НБЖ: Если сравнивать развитие ИТ для финансовых организаций в России и в странах Европы, какие общие тенденции и тренды вы можете отметить, в чем заключается разница?

С. СТЕФАНЯК: Честно говоря, я большой разницы не вижу, ведь никакой «китайской стены» между Россией и Западом нет. Россия движется в общем европейском тренде, при этом каждая страна имеет свои особенности в силу определенной законодательной базы. В России банковская система очень молода, поэтому пока не имеет устойчивых традиций, однако она быстро перенимает опыт своих зарубежных коллег. И первый позитивный показатель - это переключение функции заказчика с ИТ на бизнес. Подразделение банка по ИТ вместе с нами выступает в роли поставщика наиболее оптимального для своей организации ИТ-решения.

Возвращаясь к вопросу о сравнении России и Запада, скажу, что рост рынка обоснован законодательством каждой страны. Так, в России есть особенности, связанные с необходимостью соблюдения требований Центрального банка, что в какой-то мере ограничивает рынок, в том числе в области использования некоторых западных продуктов. Однако с другой стороны, такие ограничения положительно влияют на развитие наших собственных ресурсов, мы разрабатываем продукты на основе отечественных стандартов.

НБЖ: Остается ли одной из приоритетных задача интеграции уже установленного ПО?

С. СТЕФАНЯК: Безусловно, задача интеграции не теряет своей актуальности, поскольку за последние 10-15 лет банки приобретали множество разных решений. Сейчас конкуренция на рынке усилилась до такой степени, что практически никто не может позволить себе принять ИТ-стратегию более чем на з_4 года. Рынок не будет ждать. За это время он уйдет далеко вперед. Поэтому логично, что сейчас банки предпочитают решать проблемы, возникающие в определенной группе процессов, и применять компонентный подход. Серьезный розничный банк не может себе позволить, например, заниматься развитием кредитования, а вопрос депозитов решать спустя какое-то время. Все надо делать параллельно. Учитывая, что банки покупают несколько решений практически одновременно, самой главной задачей по-прежнему остается их интеграция.

НБЖ: 0 каких новых технологических разработках, повлиявших на развитие рынка банковской автоматизации, можно говорить в настоящее время?

С. СТЕФАНЯК: Практически каждый месяц появляются новинки. Рынок банковской автоматизации быстро развивается. Правда, революционных решений на нем я не замечаю. Последняя революция, которая произошла, - это появление мобильных устройств - смартфонов.

НБЖ: Системная интеграция - это по-прежнему основной бизнес Техносерва?

С. СТЕФАНЯК: Техносерв на сегодняшний день - это группа компаний, которые сосредоточены на трех направлениях бизнеса. Во-первых, Техносерв, занимающийся интеграцией с точки зрения платформ, оборудования, телекоммуникационных систем, а также строительством ЦОД и поставкой оборудования. Во-вторых, Техносерв Консалтинг, специализирующийся на внедрении прикладного программного обеспечения и бизнес-консалтинге. Третья компания - это Рексофт, который занимается разработкой программного обеспечения.

Конечно, стратегически интеграция представляет для нас самый большой фронт работ. Но надо учитывать, что со временем этот рынок будет сокращаться. И мы будем продавать все больше решений на уровне прикладного ПО, ИТ-консалтинга, бизнес-консалтинга, все больше продуктов, которые прямо влияют на развитие бизнеса.

НБЖ: Вы успешно сотрудничаете с крупнейшим банком России - Сбербанком. Какие совместные проекты вы могли бы выделить?

С. СТЕФАНЯК: Со Сбербанком мы работали над двумя проектами, которыми очень гордимся. Во-первых, это внедрение автоматизированной системы управления взаимоотношениями с клиентами. Данный проект корпоративного CRM является крупнейшим в Европе, и уже продемонстрированы реальные бизнес-результаты использования CRM-технологий в банке. А успех работы заказчика - это всегда и наш успех.

Во-вторых, это проект фотоальбома, суть которого сводится к сканированию и обработке части кредитных заявок для «Кредитной фабрики». Это собственная разработка Техносерва, которая учитывает российские особенности работы с документами. Кстати, на мой взгляд, «Кредитная фабрика» Сбербанка - это один из самых успешных кредитных проектов в России.

Хочу добавить, что за последний год мы работали над проектами по системной интеграции, по системам хранения данных и в других крупных розничных банках.

НБЖ: Расскажите о существующих путях оптимизации управления потоками денежной наличности.

С. СТЕФАНЯК: Управление потоками денежной наличности - одна из новых тенденций, появившихся в России в результате последнего кризиса, когда банки остро ощутили нехватку наличности. Наличные деньги очень дорого обходятся любому банку. Только тот, кто не знает специфики работы кредитной организации, может подумать, что банк заинтересован в том, чтобы собрать максимально возможное количество наличности. На самом деле перед банками остро стоит вопрос оптимизации потоков наличных денег и обеспечения доступности собственных средств клиентам. Если банкомат несколько раз откажет человеку в выдаче денег, клиент задумается о том, чтобы сменить банк. Поэтому в данном вопросе кредитные организации стремятся к достижению «золотой середины». Делают они это, во-первых, за счет сокращения уровня наличности на конец дня. Во-вторых, оптимизируя систему инкассации, которая стоит огромных денег. В-третьих, стараются не потерять качества обслуживания своих клиентов.

Можно сказать, что данной проблемой до последнего кризиса никто всерьез не занимался. Мы нашли очень интересное решение по оптимизации потоков наличности, и многие банки проявляют к нему интерес, поскольку внедрение такого решения позволяет сократить расходы на оптимизацию потоков на 20-40%. Это реальные деньги, которые банк может направить на развитие бизнеса.

НБЖ: Какие задачи позволяет решать консалтинг по управлению ИТ-услугами (ITSM)? Как вы оцениваете перспективы ITSM-консалтинга в России?

С. СТЕФАНЯК: У этого направления огромные перспективы. Сегодня ITSM в основном решает одну-две задачи по управлению ИТ, но в ближайшее время ITSM перейдет на уровень оптимизации процессов эффективности и управления услугами.

Сейчас на этом рынке есть 5-6 главных игроков, поставляющих комплексные решения, которые могут охватить все виды оборудования и программного обеспечения в банке. Однако аппетиты пользователей решений ITSM растут постоянно.

Наша роль на рынке заключается в том, чтобы внимательно отслеживать потребности клиента, связанные с управлением услугами, оборудованием, программным обеспечением, процессами, и подбирать для него лучшие решения, выстраивая систему таким образом, чтобы появилось одно комплексное решение.

Техносерв обладает одной из самых крупных компетенций на рынке ITSM, которая выросла благодаря взаимодействию с телекоммуникационной отраслью, где изначально уделялось большое внимание этим решениям.

Одно из наших последних решений ITSM - это проект для украинского Дельта Банка. Первоначально была идея создать управление ИТ-услугами только для внутренних заказчиков. В итоге для банка был создан ITSM-проект, который позволил перевести ИТ-службу из сугубо внутренней структуры во внешнюю, оказывающую прямые услуги клиентам.

НБЖ: Каковы основные подходы к построению ЦОД в России в контексте глобальных трендов?

С. СТЕФАНЯК: Наши заказчики все больше начинают интересоваться обеспечением непрерывности бизнеса. На сегодняшний день у большинства клиентов банков нет круглосуточного доступа в полном объеме ко всем предоставляемым сервисам и продуктам. Эту ситуацию нужно исправлять.

ЦОД - это широкое понятие, некие эволюционные решения, позволяющие банку обеспечить доступ клиентов ко всем продуктам круглосуточно. Сейчас основной и резервный ЦОДы - это, прежде всего, инженерное решение, связанное с приобретением оборудования и части ПО. Далее банк поднимается на более высокий уровень развития, и можно говорить о решениях по защите критически важных активов для обеспечения непрерывности ИТ-сервисов и бизнеса. В этом случае ЦОД становится уже консалтинговым проектом, поскольку определяются все риски и угрозы, касающиеся его. Мы ждем этого перехода. Более того, уже начали с двумя банками обсуждать проекты по непрерывности ИТ-сервисов.

НБЖ: Как вы оцениваете перспективы биометрии как одного из направлений в области обеспечения безопасности?

С. СТЕФАНЯК: Перспективы огромные. Задача биометрии - это обеспечение безопасности и сокращение времени авторизации транзакции. Сегодня авторизация транзакций в банкоматах может происходить по отпечаткам пальцев, по сетчатке глаза и т.д. Мы рассчитываем включить биометрию в наше решение по фотоальбому, о котором я говорил выше.

НБЖ: Чего вы ожидаете от банковского рынка?

С. СТЕФАНЯК: Мы ожидаем, прежде всего, настоящей конкурентной борьбы банков на розничном рынке. Это позволит нам, в свою очередь, развивать ресурсы и кадры.

Представители банков хорошо знают свой бизнес, Техносерв прекрасно знает свои инструменты. Вместе мы можем создавать самые лучшие решения.

Мы являемся уже не просто поставщиком ИТ-решений для банка, а его партнером, поскольку вместе решаем задачи бизнеса.

Беседовала: Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку