Аналитика и комментарии

01 февраля 2012

Neoflex FrontOffice: рост бизнеса и повышение эффективности

Как утверждают разработчики компонентных систем - нового класса решений для финансовых организаций - в самой их архитектуре заложены возможности для быстрого развития бизнеса и повышения его эффективности. О том, что это за возможности, рассказал НБЖ директор по развитию бизнеса компании «Неофлекс» Сергей ПУТЯТИНСКИЙ.

НБЖ: Расскажите, пожалуйста, о назначении системы Neoflex FrontOffice. Какие области деятельности банков она автоматизирует?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: Система продаж финансовых продуктов Neoflex FrontOffice - это универсальная фронт-офисная платформа, автоматизирующая все этапы работы с клиентом, включая индивидуальный подбор финансового продукта, обработку заявок и принятие решений по предоставлению широкого спектра кредитных и инвестиционных продуктов, оформление сопроводительной документации, а также последующее обслуживание клиентов банка.

Система развивается с 2006 года. За прошедшие несколько лет в соответствии со стратегией развития платформы на ее базе были созданы три типа решений. Это, во-первых, решение «Предпродажная активность», которое автоматизирует активные продажи и позволяет перепрофилировать операциониста банка в менеджера, ведущего активные продажи. Второе решение - для построения кредитных конвейеров или, иначе говоря, автоматизации массовых продаж финансовых продуктов. Третье решение нацелено на автоматизацию процессов обслуживания действующих клиентов банка.

НБЖ: Любая информационная система создается с ориентацией на конкретные бизнес-потребности банков. Что вы можете сказать о Neoflex FrontOffice с этой точки зрения?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: Бизнес-задачи можно условно разделить на две основных группы. Решение первых обеспечивает рост - расширение сферы деятельности и объемов бизнеса, в то время как вторая группа задач связана с повышением эффективности. Решения на базе Neoflex FrontOffice работают на задачи обоих типов. Если говорить о задачах роста, то система позволяет быстро выводить на рынок новые продукты, подключать новые каналы продаж, реализовывать маркетинговые активности, выстраивать активные продажи, гибко управлять кредитными политиками банка.

Что касается задач повышения эффективности, то здесь ключевой результат внедрения Neoflex FrontOffice состоит в том, что бизнес-процессы банка становятся прозрачными. А значит, менеджмент финансовой организации получает возможность оценивать эффективность деятельности в реальном времени, обнаруживать узкие места и оперативно устранять их, внося в бизнес-процессы необходимые изменения. Важно еще и то, что прозрачные, или, если хотите, открытые, процессы намного легче контролировать - на них можно повесить своеобразные «датчики» для сбора информации, которая требуется для принятия обоснованных решений по оптимизации выполнения той или иной задачи. Это также дает возможность выстраивать мотивационные схемы на основе KPI.

Говоря о повышении эффективности банка, нельзя не упомянуть о необходимости снижения операционных издержек и экономии трудозатрат - эти задачи актуальны для любой кредитной организации. Решения на базе Neoflex FrontOffice строятся по принципу «одного окна»: каждый сотрудник, задействованный в автоматизируемом процессе, видит на экране монитора всю необходимую ему информацию. Больше не нужно тратить время на поиск данных в нескольких источниках, проверку их точности и сопоставимости - это делает система, причем намного быстрее. Иначе говоря, мы имеем повышение эффективности за счет решения сложной технологической задачи - Neoflex FrontOffice отвечает за корректное извлечение информации из различных источников и ее доставку в те системы и тем сотрудникам, которые в этой информации нуждаются.

Повышение эффективности достигается еще и за счет того, что в продукт «вшита» не только цепочка действий для каждого бизнес-процесса, но и вспомогательные данные - информация о продуктах и условиях их предоставления, тарифы, кредитная политика, документы для печати. В итоге решение практически «ведет» сотрудника в его работе - система просто не позволит пропустить необходимое действие или совершить ошибку. Поэтому с внедрением Neoflex FrontOffice банк может снизить требования к квалификации сотрудников точек продаж, но при этом повысить уверенность в качестве выполняемой ими работы.

По опыту уже выполненных проектов могу сказать, что обучение персонала банка навыкам работы с системой занимает от нескольких часов до двух-трех дней - в зависимости от роли сотрудника в бизнес-процессе.

НБЖ: Какие функциональные возможности системы можно отнести к категории наиболее востребованных?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: Четко выделить такую категорию крайне трудно - у каждого банка   своя   специфика,   свой   набор бизнес-задач, свой сложившийся к определенному моменту ИТ-ландшафт. Поэтому расстановка приоритетов каждый раз будет делом индивидуальным. Чтобы стало понятно, о чем идет речь, приведу два наиболее интересных, на мой взгляд, примера.

Кредитный конвейер в банке «Ренессанс Кредит» работает уже более пяти лет, а не так давно вышло интервью с СЮ банка Андреем Эзрохи, где он рассказывает об особенностях решения. Хочу отметить, что в этом банке наш кредитный конвейер работает в связке с системой принятия решений FICO CDA. В банке «Ренессанс Кредит» мы также автоматизировали процессы обслуживания клиентов - решение предоставляет широкие возможности по работе с информацией из разнообразных систем банка и позволяет сотрудникам оперативно отвечать на все запросы клиентов. Еще одна особенность проекта в «Ренессанс Кредит» - большой объем интеграционных работ. На момент, когда наше сотрудничество с банком только начиналось, применялись приложения разных разработчиков, и обмен данными не всегда был организован эффективно. Нам удалось объединить эти системы в целостный SOA-ландшафт.

Другой масштабный проект реализован в Росбанке, где с конца 20io года эксплуатируется решение по обеспечению активных продаж. Нам удалось обычных операционистов переквалифицировать в эффективных продавцов. Система объединяет доступные данные по каждому клиенту и предоставляет их сотруднику Росбанка в виде трех информационных блоков. Во-первых, это личные данные клиента: его телефон и адрес электронной почты, сведения о месте работы и получаемых доходах, составе семьи, паспортные данные и т.п. Во-вторых, так называемый продуктовый профиль. Это сводная информация о том, какими продуктами банка клиент пользуется, каков объем транзакций по его счетам, нет ли просроченных платежей, когда и какие продукты ему предлагались, какими услугами интересовался он сам. И, наконец, третий, самый важный блок информации - это индивидуальное предложение для клиента, в котором учтены особенности продуктового профиля. На сегодняшний день с нашим решением в Росбанке работают больше 5,5 тыс пользователей.

Как видите, в рамках фронт-офисных решений компании «Неоф-лекс» доступны довольно широкие функциональные возможности - все зависит от потребностей кредитной организации. Сейчас Neoflex FrontOffice эксплуатируется или внедряется более чем в десяти банках, входящих в ТОП-юо.

НБЖ: В последнее время вышло немало публикаций, в которых речь идет о банковских системах нового типа - о компонентных решениях, построенных в архитектуре SOA и автоматизирующих не операции, а непосредственно бизнес-процессы банков. Относится ли Neoflex FrontOffice к этому новому классу систем?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: Компания «Неофлекс» без малого семь лет занимается созданием компонентных решений в идеологии SOA на базе интеграционных и ВРМ-платформ. Neoflex FrontOffice воплощает весь опыт компании в этом направлении. В ноябре гон года платформа Neoflex FrontOffice успешно прошла ва-лидацию на соответствие стандарту IBM SVP Industry Authorization для банковской отрасли. С помощью этой процедуры IBM отбирает самые перспективные решения для автоматизации банков и финансовых компаний. И не только отбирает, но и поддерживает их развитие и продвижение. Neoflex FrontOffice - первый продукт в России, прошедший проверку на соответствие стандарту IBM SVP Industry Authorization для банковской отрасли, а в мире таких авторизованных продуктов меньше десяти.

НБЖ: У любого банка возникает вопрос, как быстро он сможет окупить систему. Особенно остро этот вопрос встает у банков за пределами первой сотни. Рассматриваете ли вы такие банки в качестве возможных пользователей ваших решений?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: Срок окупаемости -очень важный показатель, но он зависит не только от стоимости самой технологии, но и от особенностей бизнеса банка. Например, в одном из крупнейших российских банков, являющемся клиентом компании «Неофлекс», подсчитали, что кредитный конвейер у них окупился за один год. Мы старались сделать наш продукт интересным для всех финансовых организаций, независимо от масштаба бизнеса. Тот же кредитный конвейер можно создавать поэтапно и на каждом этапе получать отдачу. Скажем, на первом этапе внедрения не обязательно целиком охватывать процесс продаж для всей продуктовой линейки - можно автоматизировать ввод заявок и их проведение с выгрузкой в АБС для одного из продуктов. На втором этапе - автоматизировать принятие кредитного решения, на третьем - реализовать интеграцию с прочими системами банка: CRM, корпоративным хранилищем данных и др.

НБЖ: Какова длительность проектов по внедрению Neoflex FrontOffice?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: У нас есть опыт внедрения платформы всего за 4~5 месяцев. За это время были выполнены работы по адаптации компонентов системы к требованиям заказчика в рамках одного бизнес-продукта и проведено собственно ее внедрение. Естественно, это не значит, что банк получил максимальный эффект от внедрения по окончании четырех месяцев и дальше система не развивалась. Как я уже говорил, компонентный характер продукта позволяет внедрять его поэтапно. Причем система гибко настраивается, и заказчик получает именно то, что ему нужно.

НБЖ: Тема кастомизации - ключевая в проектах внедрения ПО. Насколько адаптируема ваша система?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: При внедрении систем заказчик зачастую сталкивается с неоправданной жесткостью отдельных функциональных блоков. В этой ситуации банку приходится буквально ломать свои бизнес-процессы, приспосабливать их к внедряемой системе. Если процесс сам по себе был эффективен, то подобные изменения могут негативно отразиться на бизнесе. Такая «кастомизация наоборот» воспринимается заказчиком довольно болезненно. При проектировании Neoflex FrontOffice мы учли эту проблему, уделили много внимания поиску баланса между настройкой продукта и его доработкой. В результате в систему был заложен целый ряд архитектурных и технологических решений, которые позволяют нам быстро справляться с многообразием автоматизируемых процессов, продуктов, требований к интерфейсам. Временами мы сталкиваемся с тем, что банк отрабатывает процессы одновременно с внедрением решения, построенного на базе Neoflex FrontOffice. В этом случае бизнес-процессы могут многократно перенастраиваться, но внедрение все равно выполняется в весьма сжатые сроки.

НБЖ: За счет каких механизмов вам удается быстро реализовывать специфические потребности банков?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: Для описания бизнес-процессов в продукте используется язык, понятный бизнес-пользователям. Это принципиально важно - представители бизнеса могут быстро оценить, насколько правильно будет реализован процесс в системе, и сообщить программистам, что именно нужно изменить. В большинстве банков такие корректировки проходят в два приема: аналитик с помощью визуального средства создает измененную модель бизнес-процесса, а затем программист переносит обновленный алгоритм в систему.

Нередко при внедрении фронт-офисных решений возникают проблемы с адаптацией пользовательских интерфейсов, но наша система позволяет настраивать интерфейсы оперативно и гибко, без непосредственного написания программного кода.

Большинству финансовых организаций важно иметь средство для быстрого описания предлагаемых продуктов, и эта задача выполняется с помощью продуктового каталога Neoflex Products. Здесь хранится вся информация о процентных ставках, необходимых документах, региональных условиях предоставления того или иного продукта, сроках действия ограниченных «сезонных» предложений и т.д. При этом сотрудники, отвечающие за разработку продуктов, могут сами вносить в систему необходимые корректировки, если, скажем, изменились условия предоставления кредита или срок предложения продукта был увеличен.

Также в состав системы может быть включен модуль класса BRMS, позволяющий автоматизировать принятие кредитных решений. Для этого Неофлекс предлагает продукт FICO Capstone Decision Accelerator (CDA) от компании FICO. Этот компонент служит для расчета ско-рингового балла, автоматизации принятия решения по кредитной заявке и подбора продуктов для клиентов.

Нередко в состав решения также включается электронный архив, который нужен, когда речь идет о необходимости обеспечить эффективную работу с большим объемом неструктурированных данных. Основная особенность электронного архива - возможность быстрого поиска нужных сведений в обширном массиве информации. Например, архив может быть востребован при кредитовании юридических лиц, когда в банке хранятся электронные копии уставных и бухгалтерских документов заемщиков. При обслуживании физических лиц использование электронного архива также оправдано, особенно для работы с большим количеством кредитных досье. Сейчас многие банки хранят такие досье в бумажной форме. В результате на подбор документов по одному клиенту порой уходит несколько дней. В электронном архиве детализированное досье по заемщику доступно в любой момент.

НБЖ: Один из трендов рынка состоит в быстром расширении каналов продаж. Какие каналы готов поддержать ваш продукт?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: Стремление банков приблизиться к клиенту и расширение партнерских схем организации продаж приводит к быстрому расширению списка каналов продаж. Эту тенденцию мы учли в нашем продукте. Продукт поддерживает продажи в офисах банка, в том числе территориально удаленных, в точках продаж партнеров, например ритей-леров, продажи через брокеров и агентов с возможностью оффлайнового ввода заявок, а также продажи через интернет-сайт банка и его call-центр. Скорость подключения новой точки продаж к системе - от нескольких минут до одного - двух часов.

НБЖ: В какой мере банк принимает участие во внедрении системы?

С. ПУТЯТИНСКИЙ: Мы широко применяем практику совместного внедрения, предусматривающую участие в процессе сотрудников банка. Какую часть проекта может выполнить ИТ-подразделение банка, а какие работы должен взять на себя поставщик системы - вопрос обсуждаемый, и здесь мы всегда готовы идти навстречу заказчику. Поскольку внутренним ИТ-специалистам банка предстоит эксплуатировать систему, их желание участвовать во внедрении более чем понятно. Кроме того, система Neoflex FrontOffice реализована на базе открытых стандартов, а значит, у заказчика не будет проблемы с тем, чтобы найти технических специалистов, которые смогут поддерживать и развивать наши решения.

Беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку