Аналитика и комментарии

06 мая 2020

По законам военного времени

Общее руководство финансовым обеспечением Вооруженных Сил в ходе войны осуществляли Государственный Комитет Обороны и Ставка Верховного Главнокомандования, а по основным вопросам финансового обеспечения Красной Армии и Военно-Морского Флота решения принимались заместителями Верховного Главнокомандующего Маршалами Советского Союза Георгием Константиновичем Жуковым и Александром Михайловичем Василевским и утверждались Государственным Комитетом Обороны.

Непосредственное руководство финансовым обеспечением в Красной Армии осуществлялось Финансовым управлением НКО СССР через финансовые службы фронтов, военных округов и армий.

В годы войны финансовая служба Красной Армии выполняла, во-первых, задачу своевременного и полного удовлетворения потребностей войск в денежных средствах в любых условиях боевой обстановки и, во-вторых, задачу наилучшего использования государственных денежных средств для обеспечения победы над врагом.

Этим задачам были подчинены все участки деятельности финансовой службы: финансовое обеспечение действующей армии и войск военных округов; финансирование заказов вооружения и боевой техники; вопросы денежного довольствия военнослужащих и их пенсионного обеспечения; финансовый контроль расходования государственных средств.

Что касается конкретных задач, решаемых финансовой службой на том или ином этапе войны, то они были тесно связаны с условиями, диктуемыми народным хозяйством и военной экономикой, характером боевой деятельности армии и флота.

В первый период войны (22 июня 1941 г. – ноябрь 1942 г.), период отражения советским народом вероломного нападения фашистской Германии на СССР и создания условий для коренного перелома в войне, перед финансовой службой стояла задача – обеспечить денежными средствами мобилизационные мероприятия по развертыванию Вооруженных Сил и перестроить систему финансирования войск в соответствии с новыми условиями.

Первый период войны продолжался почти 17 месяцев, то есть до перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом. В этот период финансовая служба Красной Армии провела большую работу по организации бесперебойного обеспечения всеми необходимыми денежными средствами потребностей действующей армии, развертыванию финансовых органов согласно структуре управления войсками (силами) на военное время, приведению в соответствие всех элементов систем финансового обеспечения войск применительно к требованиям военного времени.

С объявлением Указа Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации соответствующие учреждения Госбанка СССР произвели зачисление на текущие счета воинских частей сумм, указанных в специальных планах. Одновременно на июль 1941 года военным округам и фронтам были переведены кредиты согласно их заявкам на третий квартал 1941 года по смете Наркомата Обороны мирного времени. В результате мероприятия по развертыванию войск и подготовке к боевым действиям частей, войсковых соединений и объединений в финансовом отношении были обеспечены своевременно.

В первые дни войны был введен в действие порядок финансового планирования и финансирования фронтов, войсковых объединений и соединений, воинских частей и учреждений на военное время.

Взамен квартального финансового планирования, существовавшего в мирное время, вводилось месячное планирование потребности в денежных средствах.

Переход с началом военных действий на новый порядок финансового планирования и финансирования позволил в целом обеспечить своевременное и полное удовлетворение потребности войск действующей армии в денежных средствах.

Военная обстановка потребовала дальнейшего внесения существенных изменений в финансовое планирование и финансирование – исходные элементы системы финансового обеспечения войск, основу эффективного и строго целевого использования финансовых средств.

Изучение опыта работы финансовой службы по планированию и финансированию показало, что включение с 1 октября 1941 г. потребностей по фонду денежного довольствия в единое требование представляло некоторые технические неудобства. Правильное финансирование затрат по фонду денежного довольствия требовало от довольствующих финансовых органов четкого планирования и анализа этих расходов по каждому виду в отдельности.

Так, в связи с этим с мая 1942 г. было восстановлено представление ежемесячной отчет-заявки о фактических расходах на планируемый месяц. Отчетные и плановые данные в ней отражались в разрезе отдельных видов денежного довольствия военнослужащих, заработной платы рабочих и служащих, путевого довольствия. Кроме того, отчет-заявка содержала сведения о суммах, подлежащих удержанию по аттестатам на семьи офицерского состава, что имело немаловажное значение для планирования расходов по фонду денежного довольствия на протяжении всей войны. По остальным сметным подразделениям денежные средства планировались и истребовались по требованию.

Практический опыт работы финансистов в войсках быстро дал результаты. К началу 1942 г. финансовое хозяйство воинской части стало компактным и удобным как для выполнения любой работы по финансовому довольствию в боевой обстановке, так и для транспортирования. Небольшая металлическая шкатулка для хранения незначительных сумм наличных денег и запирающийся на замок прочный деревянный ящик для хранения денежных документов, бланков строгой отчетности и руководящих документов – таким стало «хозяйство начфина полка», всегда имевшего при себе полевую сумку с денежной книгой и контрольной книжкой.

Второй период (ноябрь 1942 г. – декабрь 1943 г.) вошел в историю как период коренного перелома в ходе всей Второй мировой войны. Он выдвигал перед финансовой службой новые задачи: совершенствовать финансовое планирование, финансирование и финансовое хозяйство войск, усиливать работу по режиму экономии и за эффективное использование денежных и материальных ресурсов в войсках.

В 1943 г. Красная Армия вела в основном наступательные операции. Накопленный опыт финансового планирования и финансирования войск был обобщен и обсужден на совещании финансово-плановых работников фронтов, военных округов и отдельных армий. Финансовым управлением Наркомата обороны на основе рекомендаций, выработанных совещанием, были разработаны и введены в действие новые руководящие документы, которые существенно дополняли и уточняли действующий порядок финансового планирования и финансирования воинских частей, соединений, фронтов и военных округов.

Финансовое планирование по-прежнему оставалось месячным. Однако методика определения потребности в денежных средствах и сроки представления плановых документов значительно изменились.

С целью повышения реальности финансового планирования отчёт-заявки по фонду денежного довольствия и требования по другим расходам сметы Наркомата обороны представлялись в довольствующие финансовые органы в начале планируемого месяца.

Для нормального обеспечения войск денежными средствами в первую треть месяца, когда осуществлялось представление и рассмотрение плановых документов на отпуск денежных средств, был введен порядок перевода довольствующими финансовыми органами аванса на выплату заработной платы в размере до 5 % суммы расходов за истекший месяц. Авансы засчитывались при основном переводе кредитов армиям и соединениям в соответствии с их отчет-заявками и требованиями. Кроме того, в необходимых случаях начальникам финансовых органов армий и соединений разрешалось производить отпуск денежных средств воинским частям и по другим сметным подразделениям (кроме заработной платы) за счет общего наличия кредитов на бюджетные счета.

Затем дополненная и уточненная в 1943 г., система финансового планирования и финансирования войск Красной Армии полностью себя оправдала. До конца войны каких-либо существенных изменений в нее больше не вносилось.

В третьем завершающем периоде Великой Отечественной (январь 1944 г. – май 1945 г.), советские Вооруженные Силы изгнали врага из пределов нашей Родины, освободили от фашистского ига порабощенные народы Восточной Европы, и логическим продолжением Великой Отечественной войны явился разгром милитаристской Японии.

Финансовая служба в 1944–1945 гг. решала задачи по обобщению имеющегося опыта финансирования войск и обеспечению финансирования войск на иностранных территориях и подготовки к обеспечению демобилизации военнослужащих.

С вступлением советских Вооруженных Сил в пределы других государств функции военно-финансовой службы существенно расширились. В ее деятельности появились новые стороны, обусловленные необходимостью организации финансирования войск не только в советской валюте, но и в соответствующих иностранных валютах.

Основные принципы финансирования советских войск за границей и нормы денежного довольствия в иностранной валюте определялись Правительством СССР. При подготовке к вступлению советских войск на территорию других государств и в ходе продвижения наших войск по иностранной территории изучались состояние промышленности и сельского хозяйства, наличие материальных, сырьевых и энергетических ресурсов, государственные бюджеты, состояние денежного обращения, государственного долга и принципов построения налоговой системы, принятый порядок расчетов, цены на товары, ставки заработной платы. Получение и изучение необходимых данных о состоянии экономики и финансов непосредственно на территории соответствующих стран в основном осуществлялось финансовой службой.

Финансовые отделы фронтов вносили предложения об упорядочении денежного обращения в соответствующих странах и о нормах денежного довольствия военнослужащих. Значительную работу в этой области выполняли также органы наркоматов финансов, внешней торговли, иностранных дел и Госбанка СССР.

Обеспечение необходимыми денежными ресурсами советских войск за границей осуществлялось путем финансирования их как в иностранной, так и в советской валюте.

Иностранная валюта требовалась, прежде всего, для выплаты денежного довольствия военнослужащим. Кроме того, она была необходима и на многие другие виды расходов: на хозяйственные нужды, для закупки у местных предприятий, организаций и отдельных граждан различного рода предметов, материалов и продовольствия для потребностей войск, на оплату коммунальных услуг, для выплаты заработной платы рабочим и служащим из местного населения, привлекавшимся для работ в воинских частях и учреждениях Красной Армии.

Советские деньги были необходимы для выплаты основных видов денежного довольствия военнослужащим и для различных платежей и расчетов, производившихся личным составом и воинскими частями.

Планирование расходов в советской валюте в войсках, находившихся за границей, осуществлялось на тех же основаниях, что и во фронтах и в военных округах в пределах СССР. Назначение и перевод кредитов производились в соответствии с общеустановленными порядком и сроками, с использованием форм плановой документации, которая применялась для фронтов и военных округов в СССР. Не проводилась лишь выдача наличных денег в советской валюте воинским частям, находившимся на иностранной территории.

Финансовое планирование в иностранной валюте осуществлялось с применением тех же форм плановой документации, что и в советской валюте.

Таким образом, на заключительном этапе войны финансовая служба Красной Армии приобрела опыт обеспечения войск в иностранной валюте в сложных условиях завершающих боевых действий по разгрому врага. Этот опыт был использован после окончания войны для организации финансирования советских войск, находящихся на территории ряда государств на основании Варшавского договора, а также при выполнении ими интернационального долга.

Отдельного внимания заслуживает вопрос денежного довольствия личного состава действующей армии в период Великой Отечественной войны.

Указание Финансового управления Наркомата обороны СССР от 23 июня 1941 г. о порядке обеспечения денежным довольствием личного состава действующей армии, в том числе призванных из запаса и добровольцев, предусматривало выплату его по нормам мирного времени.

Учитывая особенности несения службы военнослужащими действующей армии, правительство на четвертый день после начала войны установило для них два новых вида денежного довольствия: единовременное пособие и полевые деньги.

Единовременное пособие выплачивалось в размере месячного оклада по занимаемой штатной должности лицам начальствующего состава и сверхсрочнослужащим, прибывшим в действующую армию или находившимся в воинских частях, вошедших в состав действующей армии к началу военных действий. Оно выдавалось один раз в течение всего периода войны взамен подъемного пособия, отмененного на время войны.

Полевые деньги выплачивались военнослужащим частей действующей армии ежемесячно.

В целях повышения качества боевой работы и наиболее эффективного использования автоматического и пулеметного оружия, артиллерии, минометов и противотанковых ружей, танков и самоходных артиллерийских установок, для личного состава частей и подразделений, оснащенных указанным оружием, предусматривался льготный порядок присвоения воинских званий, устанавливались более высокие оклады содержания и выплата премий.

За боевые заслуги, организованность, высокую дисциплину и примерный порядок 18 сентября 1941 г. четыре стрелковые дивизии были преобразованы в гвардейские. Командному и начальствующему составу гвардейских частей была установлена выплата полуторных, а рядовым – двойных окладов денежного содержания. Личному составу частей и соединений, которые в ходе войны за ратные подвиги были удостоены звания гвардейских, выплачивались повышенные оклады содержания. В таком же размере повышалось денежное содержание личному составу ударных армий.

Наряду с повышением окладов денежного содержания личному составу отдельных родов войск в период войны были повышены оклады денежного содержания по ряду должностей руководящего командного и штабного состава, что вызывалось возрастанием роли офицеров, занимавших эти должности, в руководстве боевыми операциями частей и соединений Вооруженных Сил.

Среди добавочных видов денежного довольствия и премиальных выплат были и такие, которые имели целью стимулировать быстроту и высокое качество ремонта вооружения и военной техники. Были установлены премии за ремонт артиллерийского вооружения и тракторов, сбор и сдачу стреляных гильз, спецукупорки и т. д.

В период войны, наряду с введением новых видов денежного довольствия, были отменены или ограничены некоторые выплаты, не отвечавшие требованиям военного времени и отвлекавшие финансовые ресурсы от более неотложных нужд государства (например, была отменена выплата подъемного пособия, выплата вознаграждений и надбавок за службу в отдаленных местностях военнослужащим, прибывшим туда после сентября 1942 г.).

Множественность руководящих документов по вопросам денежного довольствия создавала трудности в своевременном и правильном обеспечении личного состава. В феврале 1944 г. введено в действие новое Положение о денежном довольствии военнослужащих, разработанное с учетом опыта Великой Отечественной войны.

Важным мероприятием первых дней войны стало решение вопроса об обеспечении денежным содержанием раненых и больных. За ранеными и больными военнослужащими сохранялись оклады по последней должности впредь до нового их назначения или увольнения в запас.

Вопросы пенсионного обеспечения начальствующего состава, военнослужащих срочной и сверхсрочной службы, а также семей этих лиц в случае смерти кормильца, были решены еще до войны.

26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». Этим Указом предусматривалось назначение пособий комиссиями при районном исполкоме Совета депутатов трудящихся по месту жительства семьи военнослужащего срочной службы.

Семьи лиц начальствующего состава и сверхсрочнослужащих обеспечивались путем выдачи им части денежного довольствия военнослужащих по денежным аттестатам через райвоенкоматы. При этом выдача указанными военнослужащими аттестата на семью была введена как обязательная.

Текст: ДИМК МО РФ


Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.


Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский.

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (Специальный выпуск 2020).
Скачать PDF версию журнала бесплатно!

Поделиться:
 

Возврат к списку