Аналитика и комментарии

23 октября 2019

Карина Агабабян: «Мы сделали услуги семейного офиса (family office) доступнее»

Что такое семейный офис (family office)? Один из старейших банков Швейцарии так отвечает на этот вопрос: это команда преданных людей, которая помогает нескольким поколениям семьи распоряжаться своим богатством. Подробнее с семейными офисами и их особенностями читателей NBJ знакомит Карина Агабабян, вице-президент U-Prive Club. Бренд номинирован на Национальную банковскую премию 2019.

NBJ: Карина, если углубиться в историю вопроса, кто первым в мире воспользовался услугой family office?

К. Агабабян: Первые семейные офисы появились в США в конце XIX века. В 1882 году нефтепереработчик-монополист и один из самых богатых людей мира Джон Рокфеллер поручил управление активами своей семьи группе доверенных людей. Эти люди впоследствии стали очень популярны в Соединенных Штатах в эпоху таких семей промышленников, как Эндрю Карнеги, Корнелиус Вандербильт, Эндрю Меллон, Дж. Пирпонт Морган и Джон Питкэрн-мл. К 90-м годам XX века эта концепция – передавать в управление свои активы людям, профессионалам в этой области, – охватила многие развитые страны мира, где даже на светских вечеринках можно было услышать, как молодые наследники хвастаются друг перед другом, что у них есть свой семейный офис.

NBJ: Как развивался этот бизнес? И что он представляет собой в наше время?

К. Агабабян: В индустрии семейных офисов есть одна любимая поговорка: «Если вы видели один семейный офис… вы видели один семейный офис». Смысл ее вполне понятен: семейные офисы бывают такого же размера и формы, как семьи, чьим потребностям они служат. Они могут варьироваться от офиса из одного человека до офиса из 50 человек.

Классический Family office может делать почти все – от управления личными активами, налогового и финансового консультирования, вопросов наследования и преемственности, вопросов безопасности ведения бизнеса и проведения любых операций с собственным капиталом, до решения вопросов с образованием наследников капитала, а также бытовых вопросов, вроде содержания яхты или покупки редких произведений искусства. Запросы по управлению и страхованию недвижимости, подбору домашнего персонала, организации отдыха и досуга также являются достаточно регулярными от владельцев капитала.

NBJ: Вы обозначили довольно широкий спектр услуг family office. Для всех ли категорий клиентов все эти услуги доступны в рамках обслуживания?

К. Агабабян: Классические MFO – многосемейные офисы, обслуживающие несколько семей с пороговой  суммой  от 50 млн евро, являются в первую очередь инвестиционными институтами с обслуживанием крупного капитала. В первую очередь они предлагают широкий спектр инвестиционных продуктов как на внутреннем, так и на внешних рынках.  И в меньшей степени они могут быть заинтересованы заниматься остальным, более широким спектром вопросов, например, нефинансовыми вопросами своих клиентов. Подчас, не имея четкой калькуляции стоимости таких услуг и не видя в них никакого для себя интереса, крупные MFO отказываются от выполнения мелких задач клиента. Хотя и тут  делается исключение – для очень важных клиентов, в долгосрочном сотрудничестве с которыми MFO крайне заинтересован.

NBJ: И что же тогда можно предложить состоятельным клиентам, не располагающим в данный момент таким капиталом?

К. Агабабян: Тут можно пойти по пути создания односемейного семейного офиса SFO,  действующего в интересах только одного человека или его семьи. Капитал под управлением может быть довольно небольшим, например, связанным с действующим бизнесом. Предполагается, что в таком семейном офисе будут работать минимум четыре человека: инвестиционный менеджер, юрист, финансист и управляющий. 

Семья сама выбирает оплачиваемый персонал, эти сотрудники работают в интересах только одной семьи и преданы только ей. Сохраняется и полный контроль со стороны семьи. Но тут есть один нюанс: как и самостоятельная отрасль бизнеса,  семейные офисы, даже односемейного типа, должны развиваться параллельно, например, с тем же самым бизнесом владельца капитала. Потребности, список запросов будет увеличиваться, и придется брать новых людей, либо обучать имеющихся. Некоторые владельцы таких семейных офисов со временем берут себе в штат специалистов по альтернативным инвестициям, по life-style услугам, а также специалистов по благотворительности. Укомплектовать отдельный личный кабинет достаточно дорого, а найти и удержать нужные таланты еще сложнее. При этом, не имея четкой стратегии развития и будучи ограничены в персонале, подобные семейные офисы не всегда ведут удачную финансовую  деятельность.

NBJ: А как все, о чем вы рассказываете, применимо для России?

К. Агабабян: Многие из российских предпринимателей, не имеющих необходимого капитала для того, чтобы передать активы в классический MFO, идут по пути создания собственных семейных офисов. Конечно же, они сталкиваются с трудностями, не понимая, как это должно выглядеть и работать. Основные сложности возникают при поиске персонала.

А ведь успешность деятельности семейного офиса – это 100% эффективной работы всего персонала.  Ведь в первую очередь family office – это команда профессионалов. Такая команда профессионалов готова предоставить любую совокупность специалистов, собранных для выполнения любых поставленных задач.

NBJ: Как же быть в ситуации, когда  первоначальный капитал «не дотягивает» до MFO, а времени и умений для создания SFO нет?

К. Агабабян: На сегодняшний день, среди игроков с высоким порогом для входа, на рынке имеются семейные офисы с более демократичным подходом к размеру капитала клиентов. И это успешные семейные офисы с  историей и репутацией. Есть  и сложившиеся представители данной индустрии, тоже достаточно гибко подходящие к пороговым значениям первоначального капитала. U-Prive Club как раз и является одним из представителей подобных семейных офисов. Будучи частью крупной международной  группы с различными активами, мы  работаем больше на перспективу и рассматриваем будущих  клиентов на более комфортных для них условиях.

NBJ: И что же тогда может предложить клиентам U-Prive Club, компания, топ-менеджером которой вы являетесь?

К. Агабабян: U-Prive Club является классическим семейным офисом клубного типа, с успешной историей обслуживания – более 20 лет – активов семей и личных друзей основателей группы Gx2Group. В 2019 году мы сделали доступным предоставление своих услуг клиентам и партнерам Группы. Наша особенность – это комплексный подход к определению минимального порога первоначального капитала. Портфель клиентов под нашим управлением начинается от 50 млн рублей, но мы также готовы предложить нашим будущим клиентам специально разработанные пакеты услуг под различные потребности, которые позволяют решить многие вопросы уже на начальном этапе нашего сотрудничества. В рамках пакетов мы готовы предложить, в первую очередь, независимый аудит стоимости существующих портфелей, а  также большой выбор свежих ситуативных рыночных продуктов, безрисковых финансовых инструментов, альтернативных инвестиций, а также широкий спектр консалтинговых услуг.   Концепция U-Prive Club заключается в том, чтобы сделать получение услуг семейного офиса более комфортным и доступным. В конце концов, «танго танцуют двое», и тут важно понимание, вовлеченность и доверие с двух сторон.

Беседовал: Станислав Комаров

Поделиться:
 

Возврат к списку