Аналитика и комментарии
Финансы осваивают цифровизацию
Сегодня ни один совет директоров не может обойти стороной тему цифровой трансформации бизнеса. На волне всеобщей цифровизации появилось понятие «цифровой экономики»: банки и финансовые организации стремятся как можно скорее внедрить новые технологии, чтобы соответствовать современным представлениям клиентов о том, какими должны быть финансовые услуги. ИТ-руководители компаний, в свою очередь, уверены, что будущее их предприятий – за облачными решениями, аналитикой данных, машинным обучением и когнитивными вычислениями.
К финансам – особый подход
Однако к цифровой трансформации в финансовых организациях нужен особый подход. Чтобы найти пять универсальных шагов к модернизации этой сферы бизнеса, эксперты Forbes Insights и Hitachi в рамках глобального исследования, в котором приняли участие 573 топ-менеджера из разных сфер бизнеса, поинтересовались и мнением руководителей из финансовой отрасли (ознакомьтесь с подробными материалами и результатами исследования).
Ответы респондентов позволили установить: банкам и финансовым организациям необходимо следовать четкому курсу модернизаций.
Шаг первый – сделать трансформацию приоритетом стратегических задач и инвестиций. Шаг второй – интегрировать новые технологии в бизнес-модель. Шаг третий – использовать весь потенциал аналитики данных. Шаг четвертый – заниматься преобразованиями в корпоративном масштабе. Шаг пятый – найти баланс между кадрами и технологиями.
Важно помнить – финансовая отрасль ориентирована на клиента, как ни одна другая. Это ставит перед компаниями жесткий вопрос о следовании регуляторным требованиям и сохранении конфиденциальности клиентских данных.
«Цифровая трансформация заключается в том, чтобы понять, что требуется клиенту, и предоставить технологии, необходимые для оказания этих услуг», – считает Саймон Престон (Simeon Preston), операционный директор AIA, ведущей азиатской компании, которая занимается страхованием жизни и здоровья.
Факты рынка финансов
Согласно исследованию Forbes Insights, более трети финансовых организаций (39%) в ближайшие два года планируют осуществить масштабные преобразования и стать более инновационными компаниями. Примечательно, что 91% опрошенных компаний финансовой отрасли планируют в скором времени увеличить бюджеты, выделяемые на цифровую трансформацию, а это больше, чем во всех остальных экономических отраслях вместе взятых.
Для многих банков и финансовых организаций цифровая трансформация – более сложный проект, чем для представителей других отраслей. Большинство подобных компаний были образованы путем глобальных слияний и поглощений – и, как результат, получили пестрый набор разнообразных ИТ-решений. Поэтому для них цифровая трансформация – это не только приобретение новых технологий, но и замена старых.
Все лучшее – клиенту
Максимальная степень ориентированности на клиента – также важная задача цифровизации. Именно лояльность клиентов является для банков и финансовых организаций определяющим фактором успеха цифровой трансформации, в то время как компании из других областей экономики ставят во главу модернизации стремление увеличить свои доходы.
Важным аспектом повышения клиентоориентированности является клиентский опыт. Так, например, для международной страховой компании Aviva главное – количество зарегистрированных пользователей. Компания также отслеживает количество продуктов и доходы, генерируемые в результате онлайновых операций. Для клиентов, получающих услуги онлайн, главное – удобная навигация по сайту. Поэтому, как только сотрудники компании видят, что у клиента проблемы на сайте, они стремятся как можно скорее их устранить. «Это может показаться несущественным, однако в реальности удобство навигации очень много значит для наших клиентов», – уверен Моник Шиванандан (Monique Shivanandan), ИТ-директор группы компаний Aviva.
Если учесть такую ориентированность на клиентов и тщательное отслеживание связанных с ними показателей, становится ясным, почему компании финансовой отрасли видят наибольший эффект от цифровой трансформации в тех областях, которые связаны с клиентами. Так, уже более половины банков и финансовых организаций (52%) отметили положительную динамику в том, насколько часто клиенты приобретают их товары или услуги.
Путь к Большим данным
Исследование показало, что компании финансовой отрасли планируют инвестировать, прежде всего, в технологии для работы с данными и аналитикой. Объяснить это можно тем, что сейчас лишь 3% компаний финансовой отрасли считают себя лидерами в области работы с данными и аналитикой, и в этом направлении лежит огромный потенциал развития.
Действительно, работа с данными и аналитикой – еще один способ повысить лояльность клиентов: с помощью таких технологий можно надежно защищать данные и извлекать из них ценную для бизнеса информацию. Причем несмотря на то, что финансовые организации располагают огромными массивами данных, для эффективного использования данных о клиентах необходимо изменить мышление компании.
Так, например, Моник Шиванандан из страховой компании Aviva отмечает: «Страховщики традиционно анализировали данные с акцентом на продукты, а не на клиентов. Теперь мы используем данные для того, чтобы понять ситуацию каждого клиента».
Подход к цифровизации
В финансовой отрасли, как, в целом, и в других рыночных сегментах, пока не найден правильный баланс между кадрами и технологиями. Технологии рассматриваются как основной фактор успеха (57%), намного обгоняя кадровый фактор (23%). В то же время руководители полагают, что грамотный баланс между ними все же необходим.
Проблемы соотношения технологий и кадров объясняются тем, что цифровая трансформация зачастую осуществляется одним лишь ИТ-департаментом, без адекватной поддержки со стороны высшего руководства. Например, для разработки цифровой стратегии во многих компаниях создаются специальные комитеты, состоящие из представителей разных подразделений. Однако когда дело доходит до внедрения технологий, вся тяжесть процесса ложится на плечи ИТ-департамента.
В то же время успешная цифровая трансформация подразумевает коренные изменения в работе ИТ-отдела. Его сотрудники не должны сосредотачивать свое внимание исключительно на технологиях – ИТ-подразделение должно понимать нужды бизнеса и работать в рамках общей бизнес-модели. Бизнес-модель цифровой компании, в свою очередь, должна рассматривать технологии как свою основу и опору. Для того, чтобы это стало возможным, ИТ-отдел компании должен тесно взаимодействовать с высшим руководством, не бояться брать на себя ответственность и предлагать идеи, касающиеся работы всей организации.
Так, например, Саймон Престон из страховой компании AIA считает, что для улучшения отношений с клиентами нужно использовать комплексный подход и, для начала, изменить собственное мышление и основы, создающие бизнес-модель. «Мы не просто внедряем технологии, которые придумывают специалисты по ИТ. Мы определяем, что требуется бизнесу для обслуживания клиентов, после чего соответствующим образом меняем все технические аспекты – архитектуру, инфраструктуру, приложения, безопасность данных – чтобы предоставить бизнесу все необходимые возможности», – поясняет Престон.