Аналитика и комментарии

10 августа 2017

инвестиции в банковский сектор – мифы и реальность

По профилю деятельности мне приходится много сталкиваться с инвестиционными сделками в банковском секторе. Как ни странно, несмотря на все большее ужесточение политики ЦБ и, казалось бы, падающую рентабельность банковского бизнеса в России, желающих купить банк не становится меньше. Встает вопрос: кто же эти инвесторы, которые действуют не благодаря, а вопреки, и что они ищут в такой сложной отрасли?

Откинем инвесторов, которые хотят использовать банки в целях неблагородных, и попробуем посмотреть внимательнее на остальных.

Первая категория — холдинги и промышленные группы. Пусть не гиганты, но средние и крупные бизнесы, которые хотят включить банк в свою структуру. Зачастую инициаторы покупки актива не совсем понимают как специфику банковского управления, так и ситуацию на рынке. Они совсем не представляют негативное отношение ЦБ к связанным сделкам, ужесточение нормативов на связанных заемщиков и обслуживание внутригрупповых интересов бизнеса. Тем не менее, плюсы в «своем» банке по-прежнему остаются — это, в первую очередь, полный контроль над финансовыми потоками, что существенно повышает экономическую безопасность бизнеса группы в целом; повышение прозрачности финансового управления; снижение затрат на банковское обслуживание. 

Пожалуй, это то, ради чего можно думать про включение банка в корпоративную структуру.

Интереснее, правда, вторая категория инвесторов. Тех, кто смотрит на банки совсем по-другому — как платформу для финтех-компаний, лабораторию для апробирования новых финансовых технологий и решений, создания инновационных продуктов в финансах и банковском обслуживании.

Недавно молодые ребята, разрабатывающие и реализующие проекты в сфере блокчейна, провели инвестиционный раунд и привлекли более 20 млн долларов для организации банка в Эстонии, изначально позиционирующегося как «цифровой банк новой эпохи». Конечно, в их команде есть и серьезные специалисты, и управляющие банковскими структурами, но инициаторами выступили именно молодые, современные предприниматели, для которых банк — это лишь площадка для реализации своих идей. Например, таких, как digipass (цифровая идентификация) и многих других.

Сложно сказать, чем закончится эта история, однако за смелость инициаторам точно надо отдать должное, и сам подход синтеза «старого» и «нового» имеет шансы на превращение в жемчужину.
И пусть этот проект реализуется не в России (кстати, инициаторы — россияне), но пример показателен.

Мне кажется, что именно в эту сторону будет двигаться банковский рынок в России в ближайшие годы. Будет топ-30 (топ-N) относительно консервативных и крупных банков со своей аудиторией. И будут десятки или сотни финтех-стартапов с банковскими или адаптированными для них лицензиями, предоставляющих финансовые услуги клиенту XXI века. Клиенту современному, как и банк, в котором он хочет обслуживаться.    

текст Александр Беспалов, старший партнер Консалтинговой группы «Беспалов и партнеры»
Поделиться:
 

Возврат к списку