Аналитика и комментарии
Михаил Петров, VR Bank: Бесшовная революция – какие технологии и потребительские привычки останутся с нами после карантина
Мир стремительно меняется. Формируются новые потребительские привычки, молниеносно появляются ультраперсонализированные продукты и услуги. Директор по продуктам и инновациям финтех-маркетплейса VR_Bank Михаил Петров специально для NBJ оценил технологические тренды с точки зрения открывающихся возможностей для бизнеса.
Сейчас мы являемся участниками глобальной цифровой революции, которая охватила все слои общества одновременно и в кратчайшие сроки. Конечно, должно пройти время, чтобы этот непростой для всех период мы смогли оценить в контексте цифровых преобразований. Ведь изменения происходят на фоне худшей со времен Второй мировой войны рецессии.
Личные данные и контроль государства
Теперь проблема сбора, хранения и обработки персональных данных стоит особенно остро.
Люди беспокоятся о бесконтрольном распространении личной информации и о том, как власти будут использовать инструменты контроля во время, а главное – после эпидемии. Нет никаких гарантий, что в будущем меры, вводимые сейчас, прекратят свое действие. Возможно, они даже будут усилены.
Месседжеры, популярность которых резко возросла, продемонстрировали недостаточную надежность. Показательной стала история с Zoom, аудитория которого рекордно выросла за время эпидемии с 10 до 200 млн человек. Пользователи узнали, что сервис передавал их личные данные Facebook. Затем на YouTube и Vimeo оказались доступны тысячи записей звонков, во время которых люди обсуждали личную жизнь или рабочие вопросы.
Перед государствами и брендами теперь встал новый вызов – как совершенствовать сбор и хранение персональной информации, чтобы не навредить репутации и не нарушать права человека.
Распространение фейков
Наряду с пандемией коронавируса COVID-19 мир увидел первую в своем роде инфодемию – распространение различных слухов и теории заговоров. Впервые это понятие появилось в отчете ВОЗ 2 февраля 2020 года.
Среди его проявлений – поджоги вышек 5G телекоммуникационных компаний в Европе, конспирологи сочли, что они распространяют коронавирус.
Месседжеры и социальные сети были вынуждены начать препятствовать распространению потенциально вредного и недостоверного контента. YouTube ужесточил политику и заявил, что будет удалять все видео, связанные с теорией заговора. Twitter ввел новые отметки и предупреждающие сообщения к записям, содержащим спорную и недостоверную информацию, связанную с COVID-19. WhatsApp ограничил возможность отправлять так называемые «часто пересылаемые сообщения». Теперь их можно переслать только в один чат за раз.
Возможно, нынешний опыт подтолкнет государства к усилению контроля за распространением информации, что неизбежно приведет к расцвету цензуры.
Потребительские привычки
Из-за самоизоляции россияне стали делать больше платежей и покупок онлайн. В результате затянувшегося карантина покупать онлайн начали даже те, кто никогда не делал этого.
За два последних месяца заметно выросла популярность всех дистанционных финансовых сервисов. В апреле 78% взрослых людей ответили, что переводят деньги онлайн (в феврале сторонников интернет-переводов было на 6% меньше). С 68 до 71% выросло число тех, кто дистанционно оплачивает счета. Бытовую технику, мебель и другие товары длительного пользования 39% людей теперь заказывают в интернете (раньше такие покупки через сайты делали 35% опрошенных). Такие данные недавно были опубликованы ВЦИОМ.
В условиях эпидемии потребители кардинально изменили свои привычки, связанные с хобби и потреблением контента. Согласно исследованию Nielsen, 21% потребителей стал чаще читать онлайн-книги, 20% — чаще проводить время в социальных сетях, 18% — просматривать видео, 12% — слушать музыку и радио.
Логично предположить, что новые потребительские привычки сохранятся и после снятия карантина. Многие оценят удобство и продолжат покупать онлайн. Можно ожидать рост скачиваний мобильных приложений, безналичной и бесконтактной оплаты, появление магазинов без кассиров и в целом расширение и повышение качества инфраструктуры бесконтактной доставки, услуг самовывоза.
Работа и образование
Удаленная работа и обучение – тренд, о приближении которого давно говорилось в профессиональной среде. В условиях пандемии – это стало новой реальностью, в которую мы все перешли стремительно. Для многих компаний опыт оказался удачным, и они сожалеют, что не решились на этот шаг намного раньше. Для сотрудников также открылись новые перспективы. Теперь им не нужно жить в городе, чтобы каждый день ездить на работу и в целом тратить время на дорогу до офиса. В перспективе для качества трудовых отношений, коммуникаций в бизнесе – расстояние и даже разница в часовых поясах не будет иметь значения.
Что касается государственной образовательной системы, то она оказалась не готова к такой серьезной перезагрузке. Потребуется время, чтобы наладить дистанционное обучение в этом сегменте.
Онлайн сервисы для коммерческого обучения, повышения квалификации развиваются очень стремительно. Никто себе и представить не мог пару месяцев назад, каким объемом и качеством контента каждый из нас может воспользоваться дистанционно.
Как бизнесу перестроить свои процессы
Быстро освоившись с цифровым доступом к своим привычным сервисам и услугам, потребители вряд ли захотят вернуться к старым привычкам.
Какие выводы можно сделать уже сейчас:
- Тренд к переходу на дистанционную работу, обучение и покупки обеспечит устойчивый долгосрочный рост спроса в нишах — спорт, дом, здоровье.
- Людям и компаниям потребуется больше информации для принятия решений в новых экономических условиях. Предоставьте им необходимую экспертизу о своих продуктах и технологиях на понятном им простом языке.
- Доходы компаний и людей будут снижаться. Бизнесу придется пересмотреть ценовую политику. При этом снизить расходы на ведение бизнеса и повысить свою эффективность.
- Тем, кто этого еще не сделал нужно задуматься о переходе в цифровую среду, запуске digital продуктов. Бизнес, который не перешел в цифру, уже мертв.