Аналитика и комментарии

20 августа 2018

Клиентоориентированность, автоматизация и качество

Современный российский фондовый рынок радикально отличается от того, каким он был в первые годы своего появления на свет, и далеко не все работающие на нем компании способны успешно развивать свой бизнес. О том, что нужно делать для того, чтобы не остаться «на обочине» и не отстать от конкурентов, рассказали в интервью NBJ генеральный директор инвестиционной компании «ДОХОДЪ» Яков МАРКОВ и генеральный директор управляющей компании «ДОХОДЪ» Маргарита БОРОДАТОВА.  

NBJ: Яков, Маргарита, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения ваших компаний.

Я. МАРКОВ: Все начиналось в теперь уже далекие 1990-е годы, когда группа высококвалифицированных программистов решила создать инвестиционную компанию. Решение это далось нам нелегко: мы были увлечены своей профессией, более того – достигли в ней серьезных успехов, создав отечественную операционную систему, которая по своим качественным характеристикам ничем не уступала   западным аналогам того времени. 

NBJ: Это удивительно, если учесть расхожее убеждение, что например, в банковской сфере подобная система отсутствует в принципе. В этом вопросе, как уверены многие ИТ-эксперты, Россия отстала от других стран надолго, если не навсегда.

Я. МАРКОВ: Наша система была на тот момент ничем не хуже американской MS-DOS, которая тогда рассматривалась всеми как лучший информационный продукт. Более того, в нашем случае речь шла не о некоей теоретической разработке: это была реально работающая система, которую мы поставили на тысячу компьютеров заводов и предприятий. Потом, к сожалению, выяснилось, что она никому больше не нужна, но это было связано не с какими-то ее недостатками, а с тем, что развалился СССР и начали приходить в упадок наша экономика и промышленность. В это время мало кого интересовали программные решения. Мы решили заняться инвестиционным бизнесом и в 1993 году получили лицензию на осуществление операций с ценными бумагами.

NBJ: Какие периоды в жизни инвестиционной компании стали для нее, если так можно сформулировать, системообразующими?

Я. МАРКОВ: Любая компания проверяется на прочность во время кризисов, поэтому такими периодами мы считаем кризисы 1998 и 2008 годов. Оба эти испытания компания благополучно пережила и получила новые импульсы и силы для дальнейшего развития бизнеса. Я также хотел бы упомянуть 2000 год. С этого момента мы начали заниматься интернет-торговлей ценными бумагами. Должен сказать, что как раз умение своевременно реагировать на различные вызовы и отличное знание интернет-технологий помогли нам не только остаться на рынке, но и добитьсяна нем весьма впечатляющих успехов.

NBJ: В то время как многие инвестиционные компании, как хорошо известно, были вынуждены уйти с него, не так ли?

Я. МАРКОВ: Только в Санкт-Петербурге в свое время было 900 инвестиционных компаний, а сейчас их можно пересчитать на пальцах одной руки. И вы правы, говоря о том, что нам очень помогает наша «прошлая» профессия. Автоматизация бизнес-процессов, совершенствование аналитики с помощью высокотехнологичных решений, постоянная оптимизация расходов – это, безусловно, наши конкурентные преимущества.

NBJ: Инвестиционная компания «ДОХОДЪ» работает на рынке уже 25 лет, а управляющая компания, если я правильно понимаю, появилась несколько позже, 15 лет назад. С чем было связано принятие решения о ее создании?

М. БОРОДАТОВА: Начало 2000-х годов – это как раз время бума паевых инвестиционных фондов, это рост интереса клиентов к тогда еще новым для них финансовым инструментам. Уловив эту тенденцию, мы решили, что наступил момент для вывода на рынок нашей управляющей компании. Первым шагом УК «ДОХОДЪ» стало создание продуктовой линейки открытых паевых инвестиционных фондов. К 2007 году их число выросло до семи. Но после кризиса 2008 года интерес клиентов к этому инструменту заметно снизился. 

NBJ: И фактически этот сегмент рынка «замер»?

М. БОРОДАТОВА: Да. Но, как известно, ничто не проходит бесследно, особенно на фондовом рынке. Достаточно быстро мы вышли на рынок закрытых паевых инвестиционных фондов, и здесь нам удалось добиться больших успехов, создав не только фонды недвижимости, но и венчурный, кредитный фонды. Компания также управляет средствами фонда целевого капитала одного из российских университетов. А  один из наших фондов недвижимости стал не только инвестором, но и единственным в России застройщиком по 214-ФЗ, что позволило  построить большой жилой комплекс в Санкт-Петербурге – порядка 1 500 квартир, физкультурно-оздоровительный комплекс на 4 000 кв. м, две шестиэтажные парковки. Мы продолжаем активно работать на строительном рынке, поскольку видим большие перспективы в этом направлении. 

NBJ: Что вы считаете основой бизнеса, залогом его успеха, когда речь идет об управляющей и инвестиционной компаниях?

М. БОРОДАТОВА: Конечно, для нас, как и для инвестиционной компании, принципиально важны те моменты, которые перечислил Яков Григорьевич: автоматизация бизнес-процессов, умение использовать достижения ИТ для повышения эффективности бизнеса, чтобы можно было предлагать клиентам оптимальные для них инвестиционные продукты в максимально удобной для них форме. Я бы отметила еще один, на мой взгляд, самый важный момент – качество управления активами и качество сервисов. Это на сегодняшний день движущая сила развития нашего бизнеса, который, по сути, призван  обслуживать большое количество клиентов – как физических, так и юридических лиц.

NBJ: Правильно ли я понимаю, что ИК «ДОХОДЪ» и УК «ДОХОДЪ» связывают между собой партнерские отношения?

М. БОРОДАТОВА: Это не просто парт­нерство. Это замечательное партнерство, поскольку нас объединяет общность идей, целей, понимания тех тенденций, которые господствуют на рынке. Соответственно, мы можем выстраивать такие бизнес-стратегии, которые дополняют друг друга. 

Руководители и сотрудники обеих компаний знакомы на протяжении долгих лет, между ними сложились не только рабочие, но и прекрасные личные отношения, а это принципиально важный момент, когда речь идет о развитии бизнеса.

NBJ: Как выстраивается сотрудничество между инвестиционной и управляющей компанией, с одной стороны, и банковскими организациями, с другой? 

М. БОРОДАТОВА: Для банков наша управляющая компания – очень ценный клиент, поскольку мы управляем достаточно большим денежным ресурсом и размещаем средства на депозитных счетах в банковских организациях. На сегодняшний день на ИК «ДОХОДЪ» и УК «ДОХОДЪ» открыто порядка ста счетов. Это связано с требованиями законодательства: по каждому фонду требуется иметь не менее двух счетов, у нас же эта цифра в среднем достигает трех. 

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах по развитию бизнеса ваших компаний и о целях, которые ставят перед собой ИК и УК. 

Я. МАРКОВ: Самая главная наша цель – сделать так, чтобы клиентам было как можно удобнее работать с нами. Чтобы они могли максимально просто открывать счета, работать на бирже как самостоятельно, так и через наше управление. Маргарита Витальевна совершенно справедливо отметила, как важно качество управления активами. С этой целью мы создали систему, которая анализирует инвестиционный профиль клиента и с помощью математических решений наивысшего уровня позволяет формировать стратегии управления под его конкретные потребности. Мы сочетаем аксиомы классических инвестиционных теорий и достижения в области поведенческих финансов, чтобы добиться максимальной полезности для клиентов. И мы хотим, чтобы инвестиции стали для клиентов привычным и доступным атрибутом стиля жизни и инструментом, который повышает благо­состояние, но при этом позволяет успешно развиваться в своей профес­сиональной области.

Автоматизация, клиентоориентированный подход, качество управления – вот те три составляющие, которые мы планируем в дальнейшем всемерно развивать, поскольку именно от них в конечном счете зависит и успех нашего бизнеса в целом.    

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку