Аналитика и комментарии
Исследование: Уровень цифровой финансовой грамотности россиян — выше среднего
Индекс цифровой финансовой грамотности (ЦФГ) российских граждан чуть вырос по сравнению с 2022 годом и составил 6,02 балла из 10 возможных (в 2002 году — 5,63). Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.
По итогам исследования, НАФИ разделяет население на три группы
-
Люди с низким уровнем ЦФГ, которые подвержены рискам воздействия со стороны мошенников. К этой группе относится 8% населения, что на 5 п.п. меньше, чем в 2022 году. Чаще всего это представители молодежи (11%)1.
-
Люди со средним уровнем ЦФГ. К ней относится 70% населения. Чаще это женщины (72% против 67% мужчин), жители городов (72%) и неработающие (72%). Размер данной группы с 2022 года не изменился.
-
Наконец люди с высоким уровнем ЦФГ. В настоящее время это 22% респондентов – больше на 5 п.п., чем было в 2022 году. Портрет наиболее продвинутого – мужчина старше 45 лет, работающий и имеющий высшее образование.
НАФИ приводит несколько позиций для понимания уровня ЦФГ у россиян.
-
71% опрошенных хорошо понимают принцип использования персональных данных в интернете и знают, что их данные могут быть использованы для рекламы.
-
32% опрошенных поддерживают заблуждение, что криптовалюту можно использовать в качестве законного платежного средства.
- 85% россиян согласны с тем, что прежде, чем проводить оплату в интернете, нужно убедиться в безопасности сайта.
- 61% считают важным читать условия и пользовательские соглашения перед онлайн-покупкой. -
34% ошибочно полагают, что общественный Wi-Fi безопасен для денежных переводов
-
83% не делятся информацией о своих денежных средствах в интернете
-
39% практически не меняют свои пароли на сайтах для онлайн-покупок
Как отмечает исполнительный директор Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова, «В зону риска по уровню цифровых финансовых компетенций входят молодые люди, люди, не обладающие высшим образованием, одинокие, не работающие. Но, к сожалению, представители именно этих групп населения в меньшей степени мотивированы к получению новых знаний. Необходимо создавать адресные образовательные программы, которые смогут заинтересовать представителей уязвимых групп, а также широко информировать население о существующих угрозах, чтобы хотя бы через каналы социальной рекламы доносить информацию о безопасных способах управления финансами в цифровой среде».
Цифровая финансовая грамотность отражает умение человека принимать взвешенные решения в обращении с финансовыми продуктами в интернете, а также его осведомленность о цифровых финансовых рисках.