Аналитика и комментарии

15 апреля 2020

Банки проанализировали потребительскую активность россиян во время самоизоляции

Банковский сектор внимательно следит за тем, как и на что тратят россияне в во время вынужденной самоизоляции.  NBJ проанализировал последние сообщения официальных представителей нескольких ведущих кредитных организаций страны и выяснил немало любопытного.

ВТБ: Россияне ринулись в салоны красоты

Так, по мнению аналитиков из ВТБ,  транзакционная активность розничных клиентов российских банков резко выросла в конце второй недели самоизоляции по сравнению с первой: увеличился объем снятия наличных, на треть возросло число поездок на транспорте, в 3,5 раза увеличились траты в салонах красоты.

А вот объемы снятия наличных в банкоматах ВТБ по всей России снизились по сравнению с обычным периодом. В конце второй недели самоизоляции зафиксировано повышение снятий наличных, при этом основной объем транзакций пришелся на пятницу, 10 апреля, на фоне плановых выплат зарплат у бюджетных организаций, сотрудникам на которых режим самоизоляции не распространяется.

Тем временем москвичи стали чаще пользоваться общественным транспортом – число поездок выросло на треть от показателей первой выходной недели. Растет и популярность личного транспорта – количество транзакций на АЗС по России выросло почти на 20%, в столичном регионе – на треть.

Резкий рост отмечен и в сегменте салонов красоты, после того как учреждениям с медицинской лицензией было разрешено оказывать услуги москвичам. За первые несколько дней объем транзакций по картам здесь вырос в 3,5 раза, «пиковым» днем стала пятница, 10 апреля.  При этом число покупок в аптеках на второй неделе самоизоляции в целом по России снизилось на 10%, в Москве и области – почти на 20%.

Аналитики ВТБ также констатируют, что объем покупок в продуктовых магазинах в России за данный период почти не изменился, при этом средний чек на второй неделе апреля снизился на 12% и составил около 900 рублей.

Почта Банк: Пенсионеры стали активно осваивать онлайн-банкинг

В Почта Банке отмечают другую тенденцию: число пенсионеров – активных пользователей интернет-банка в условиях пандемии коронавируса в марте выросло в 1,5 раза. Общее количество пользователей дистанционных каналов обслуживания (интернет-банк и мобильное приложение) в банке в марте по сравнению с февралем выросло на 47%. При этом наибольший рост наблюдается именно в интернет-банке - на 80% больше новых клиентов, чем в предыдущем месяце.

ОТП Банк: В регионах стали больше пить

В ОТП Банке считают, что на предпочтения клиентов в апреле 2020 года ожидаемо сильное влияние оказали меры, предпринятые в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции. По их наблюдениям, происходит не только общее падение объемов покупок, но и смещение спроса в сторону наиболее востребованных в режиме самоизоляции товаров и услуг.

Снижение объемов транзакций наблюдалось уже на последней неделе марта (относительно аналогичного периода в 2019 году) - на 27,3%. На первой неделе самоизоляции (30 марта – 5 апреля) тенденция усугубилась – падение объемов покупок составило 34,4% по сравнению с итогами предыдущей недели.

Практически по всем категориям сумма транзакций на 14-й неделе 2020 года на 40-80% ниже, чем в 2019 году.

Сравнение динамики по регионам наглядно отражает, что в Москве и Московской области самоизоляция началась раньше, чем в остальных регионах. Снижение транзакционной активности началось еще в середине марта.

Спрос в категории «Рестораны» заместился спросом на доставку еды («Яндекс Еда», «Деливери клаб»), однако объемы, конечно же не восполнены.  Общее снижение объемов транзакций по категории «Рестораны» на первой неделе самоизоляции (относительно конца марта) составило 62%, рост по сервисам доставки  - 37%.

В тоже время активный рост последние недели демонстрируют «Супермаркеты» (+11,6%, с тенденцией к росту), «Аптеки» (+0,1%, основная активность пришлась на вторую половину  марта, где было +40%), «товары для животных» (+14,2%, с тенденцией к росту), «Образовательные услуги» (+36,6%, с тенденцией к росту)

Выросли объемы покупок в специализированных на продаже алкоголя магазинах («Красное и Белое», «Бристоль»), доля в общем объеме по всем магазинам выросла с 4% до 5%. Эта тенденция в большей степени характерна для регионов, в отличие от Москвы.

МТС Банк: Сервисы знакомств и онлайн-кинотеатры на самоизоляции вне конкуренции

Анализ собственных данных МТС Банка показывает, что ограничительные меры вызвали бурный рост интереса к различным онлайн-сервисам и развлечениям, в числе которых по приросту количества платежей в последнюю неделю марта лидировали сервисы знакомств (+30%) и онлайн-кинотеатры (+44%).

По сравнению со средними показателями января-февраля 2020 года в последнюю неделю марта на 44% увеличилось количество покупок клиентов МТС Банка в онлайн-кинотеатрах, средний чек уменьшился на 27% до 230 рублей. Снижение среднего чека связано с различными акциями и льготными условиями подписки, которые сейчас активно предлагают кинотеатры.

На сервисах знакомств практически одинаково выросло и количество платежей – на 30%, и средний чек – на 28% до 690 рублей. Пользуются платными услугами преимущественно мужчины – 89%, их доля выросла на 6%. На возрастные группы 25-35 и 35-50 лет приходится по 39% транзакций.

Также в последнюю неделю марта на 11% выросли продажи цифровых сервисов (преимущественно стриминговые музыкальные сервисы и комплексные подписки). На 9% увеличилось количество покупок в сервисах доставки еды и ресторанах, работающих на доставку, средний чек вырос на 11% до 820 рублей.

В офлайне больше всего спрос увеличился в магазинах, торгующих алкогольными напитками - на 35% по сравнению со средними показателями января-февраля текущего года. Средний чек при этом увеличился всего на 3% до 370 рублей. Стабильность среднего чека говорит о том, считают в МТС Банке, что люди не делали запасов алкоголя.

В супермаркетах в последнюю неделю марта количество покупок увеличилось на 15%, а средний чек на 10% до 540 рублей. В аптеках транзакции выросли на 29%, средний чек – на 9% до 575 рублей. В обеих категориях больший всплеск отмечался неделей ранее.

Не забыли россияне и о братьях своих меньших – количество транзакций и средний чек в зоомагазинах выросли на 21% при средней стоимости покупки 820 рублей.

Сбербанк: Рост зарплат в сфере азартных игр вырос на 619%

И уж совсем неожиданную статистику дают аналитики Сбера. Согласно их данным, больше всего уровень доходов повысился у продавцов бытовой техники, владельцев аптек и супермаркетов. Онлайн-продажи значительнее всего возросли в сегменте «Одежда и аксессуары». Существенный рост количества занятых зафиксирован в курьерской деятельности. А среди всех отраслей, наибольший рост зарплатного фонда зафиксирован в деятельности по организации и проведению азартных игр, лотерей (619%). Похоже, россиян на самоизоляции охватил нешуточный азарт.

В 10 крупнейших отраслях по объему расходов (94% всех расходов) с середины марта наблюдается разнонаправленная динамика. Самый высокий уровень дохода зафиксирован в магазинах бытовой техники, аптеках и супермаркетах. Снижение уровня расходов зафиксировано в общепите, продажах одежды и аксессуаров, медицинских услугах, гостиничном бизнесе и турагентствах.

Также в рамках исследования были проанализированы зарплатные проекты Сбербанка в Москве.  Среди ТОП-7 (по количеству сотрудников) отраслей наибольшее увеличение средней зарплаты наблюдалось в торговле и недвижимости, в бюджетных организациях рост достиг — 6-10%.

Среди всех отраслей, наибольший рост зарплатного фонда помимо деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей зафиксирован в почтовой связи и курьерской деятельности (137%). На фоне роста онлайн-продаж в курьерской деятельности также отмечен значительный рост количества занятых (107%).

Снижение количества зарплатных клиентов наблюдается главным образом в металлургии. Секторами с наибольшим снижением зарплатного фонда стали страхование и негосударственные пенсионные фонды (-13%), металлургическое производство (-10%), сектор обеспечения электричеством, газом и паром (-7%), а также телеком (-6%).

Также аналитики Сбера отмечают, cокращение расходов россиян на товары и услуги. С 6 по 12 апреля 2020 г. оно составило 19,5% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. При этом траты увеличились на 2,7% по сравнению с неделей 30 марта — 5 апреля 2020 г.

По структуре операций в Сбербанке предполагают, что прирост отчасти стал следствием менее жесткого выполнения правил самоизоляции.

Впервые с начала пандемии коронавируса нормализовался спрос в категории «Лекарства и медицинские товары»; за неделю 6–12 апреля он снизился относительно 2019 г. на 6,6%.

 

 

Поделиться: