Аналитика и комментарии

14 января 2020

Зачем ПСБ придумал Азбуку финансовой грамотности для военнослужащих?

В настоящее время на финансовом рынке РФ реализуются несколько крупных федеральных и корпоративных программ по повышению финансовой грамотности населения. Однако одна из них стоит особняком. Год назад, в ноябре 2018 года, Промсвязьбанк и Минобороны РФ подписали соглашение, направленное на организацию выездных семинаров в воинских частях. О предварительных итогах и специфике такого сотрудничества, а также о планах на следующий год рассказала куратор проекта, директор Центра развития продуктов и сервисов для зарплатных клиентов ПСБ Екатерина Матвеева.

NBJ: Когда и почему стартовал проект?

Е. Матвеева: В 2018 году по распоряжению российского правительства наш банк стал опорным для реализации гособоронзаказа. У нас появились новые целевые клиенты – сотрудники заводов ВПК и силовых ведомств. Чтобы стать полезным, надо было изучить их привычки, предпочтения и основные запросы. После серии встреч с представителями Минобороны стало понятно, что главная проблема нашей основной аудитории – младшего офицерского состава и солдат-контрактников – высокая долговая нагрузка. Молодые люди после военных институтов или школ просто не успевают получить финансовый опыт и иногда попадают в затруднительные ситуации. Так и родилась идея создать специальную программу для людей в погонах. Упор в ней сделан на выездные семинары. Наши предложения поддержали руководители МО. Ведь повышение уровня финансовой грамотности является ключом к финансовому благополучию семей военнослужащих и залогом национальной безопасности России. За год прошло около двух тысяч семинаров во всех регионах присутствия нашего банка. В них приняли участие более пятидесяти тысяч военнослужащих. Спикерами на семинарах стали представители центрального офиса и менеджеры в регионах, прошедшие соответствующую подготовку.

NBJ: В чем специфика сотрудничества банка с военными?

Е. Матвеева: Сотрудники госучреждений и коммерческих компаний уже давно привыкли к тому, что получают перевод из бухгалтерии на дебетовую карту дважды в месяц (аванс и зарплата). При такой схеме проще планировать покупки. Военнослужащим в этом плане сложнее: они получают денежное довольствие один раз в месяц. И уже за неделю до «получки» у многих начинается денежный «голод».

Во-вторых, подавляющее большинство воинских частей расположено вдали от цивилизации, в отдаленных населенных пунктах. Зачастую там нет банковских офисов. Зато всегда рядом имеются микрофинансовые организации, готовые без залога дать заемные средства под неоправданно высокий процент. Такое соседство, безусловно, провоцирует некоторых военных на необдуманные покупки и траты.

NBJ: Почему выбрали формат выездного семинара?

Е. Матвеева: Конечно, проще и дешевле организовать видеоконференции по интернету. Но для нас принципиально важно было понять злободневные проблемы и потребности военнослужащих. А это можно узнать только через живое общение. Многие стесняются при сослуживцах задать вопросы, которые их на самом деле беспокоят. Гораздо охотнее ребята их задают после мероприятия, когда остаются с лектором один-на-один.

NBJ: Какие вопросы звучат чаще всего?

Е. Матвеева: Абсолютным «чемпионом» является вопрос «Как снизить свою долговую нагрузку?». Я, например, навсегда запомнила сержанта-контрактника, который проходит службу в Ростовской области. Семь лет назад он взял в другом банке ипотеку, но, ввиду особенностей условий кредитования, погасил за это время только 100 тыс. рублей основного долга. Еще часто ребят интересует, что будет с квартирой, взятой в военную ипотеку, если кредит будет погашен досрочно, нюансы покупки жилья в кредит. А второй по популярности вопрос – как правильно выбрать потребительский займ, и стоит ли рефинансировать действующий кредит? На лекциях мы на конкретных примерах разбираем, как начисляются проценты, формируются ежемесячные платежи, где и как посмотреть данную информацию заранее, до оформления кредита. Нередко темы обсуждения выходят за план лекций. Помню, во время семинара в Ленинградской области в эпицентре всеобщего внимания оказались распространенные способы финансового мошенничества, когда злоумышленники представляются по телефону сотрудниками банка. Так в процессе обмена опытом по максимуму мы неожиданно погрузились в тему «Как обезопасить себя от финансовых мошенников». Безусловно, мы рассказываем и о финансовом планировании. Пока, к сожалению, этим вопросом интересуются меньше. Но мы все-таки стараемся привить привычку планирования своего бюджета и создания накоплений.

NBJ: Как формировался курс лекций?

Е. Матвеева: Мы решили остановиться на наиболее актуальных проблемах. Главной «фишкой» стал оригинальный формат семинаров. Не секрет, что и до нас некоторые крупные банки пытались научить военных жить по средствам. Но разве могут в наше время кого-нибудь изменить сухие лекции? Поэтому упор на семинарах мы сделали на подаче материала. Во-первых, мы подготовили в виде комиксов массу шпаргалок по актуальным запросам. Во-вторых, в нашем арсенале большое количество игровых видео-роликов, которые закрепляют
материал. Кроме этого, широко используется интерактив. Наши лекторы регулярно «бомбардируют» слушателей опросами и вопросами. За правильный ответ полагается «бонус»: ручка, блокнот или календарь банка.  Процедура награждения всегда оживляет атмосферу и вызывает шквал дружеских комментариев. В конце этого года мы решили поэкспериментировать с квестами, которые в игровой форме проходили на территории части. Также специально для военнослужащих наш банк разработал игровое приложение
«Финансовый сапер». Приложение позволяет проверить свои знания и получить полезные советы по управлению личными финансами по итогам прохождения игры. Этот год получился интересным. Все, что задумали по плану, мы сделали.

NBJ: Как определяется коэф–фициент полезного действия программы?

Е. Матвеева: Мы внимательно следим за общими замерами, которые делает по финансовой грамотности Банк России, Министерство финансов. Но нас, конечно, больше всего интересует оценка полезности нашей программы. В конце этого года на лекциях мы сделали предварительные замеры в воинских частях. Но в следующем году этот процесс выйдет на новый качественный уровень – стартует оригинальная программа по измерению финансовой грамотности. Надеюсь, в январе пилот начнется на базе нескольких частей. Мы хотим понять, по каким направлениям нам дальше развивать программу.

NBJ: Удалось каким-то образом монетизировать проект?

Е. Матвеева: Подчеркну, что главная цель программы – финансовое просвещение. Но, конечно, мы получили и экономическую отдачу от усилий. Например, огромный ажиотаж вызвала специальная программа ПСБ по рефинансированию ипотеки для военнослужащих, которая стартовала в конце прошлого года. Наш банк вышел первым на рынок с таким предложением и предложил самые низкие ставки. Сегодня нашей программой рефинансирования воспользовались более 15 тысяч военнослужащих. Хотя многие из них до встречи с нашими сотрудниками даже не задумывались о рефинансировании. Ранее была популярна схема, по которой в конце ипотеки образовывался «долговой хвост», который военнослужащие должны были погашать самостоятельно. После рефинансирования в ПСБ «хвосты» пропали.

NBJ: Часто ли возникают отказы по заявкам?

Е. Матвеева: К сожалению, иногда приходится отказывать военнослужащим в получении займа из-за плохой кредитной истории или значительной долговой нагрузки перед МФО. Всем отказникам мы предлагаем стать участниками нашей программы по финансовому оздоровлению.

NBJ: Как вы оцениваете предварительные итоги проекта?

Е. Матвеева: Все наши усилия поддерживает и одобряет Минобороны. Значит, мы идем верной дорогой. Но главный предварительный итог – мы понимаем, каким образом будет развиваться проект, рассчитанный на несколько лет.

NBJ: Каковы планы на 2020-й?

Е. Матвеева: Упор в выездных семинарах будет сделан на совершенствование игровых и цифровых форматов. Сейчас готовится ряд приятных сюрпризов, которые, надеюсь, сделают наше общение интереснее. Также мы хотим больше внимания уделить старшему и высшему офицерскому составу. Этой категории военнослужащих мы хотим объяснить преимущества накопительных и инвестиционных финансовых инструментов (накопительные счета, акции, облигации, ПИФы). Есть запрос на финансовое просвещение у курсантов военных институтов. Поэтому в следующем году пройдут семинары в вузах МО. Кроме этого, в следующем году мы запланировали семинары в других силовых ведомствах, а также на предприятиях ОПК. В этом году мы провели первый конкурс на дипломную работу по финансовой грамотности. Надеюсь, что в 2020 году он станет более популярным.    

Беседовал: Сергей Артемов

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (№187, декабрь-январь).

Поделиться: