Аналитика и комментарии

07 октября 2008

По всему миру в поисках себя

Перу, Огненная Земля, Пиренеи, Святая Гора Афон, Микронезия, остров Пасхи, Аризона: Но венцом всех его экзотических путешествий стал труднейший маршрут длиной в 3500 километров через перевалы Тибета и Куньлуня - от Лхасы до Кашгара. Мало кому из наших соотечественников довелось так глубоко погрузиться в эту труднодоступную поднебесную страну, полную сакральных тайн.

НБЖ: Валерий Иванович, а почему Тибет? Как возникла идея этой рискованной экспедиции?

В.ПИРОГОВ: В 1980-е годы я некоторое время работал в Индии, жил в долине Кулу-Манали, которая примыкает к гималайской гряде, отделяющей Тибет от внешнего мира. И всегда хотелось увидеть: а что там - в этом закрытом горными хребтами поднебесье? Понять: в чем секрет той магии, которая так притягивает сюда разных людей?

Идея зрела во мне долгие годы за это время объездил много других стран, с особым желанием посещал Южную Америку. Там, кстати, больше всего следов той цивилизации, которая существовала до нас. Например, стотонные гранитные блоки, безупречно ошлифованные и сложенные один на другой. Даже сейчас нет таких технологий, которые позволили бы сделать нечто подобное.

И вот однажды в самолете, который летел на Кипр, у меня в руках совершенно случайно оказалась газета с рекламой турфирмы, приглашающей на Тибет. Вернувшись домой, позвонил по указанному в газете телефону. Мне говорят: «У нас только стандартный маршрут, «дорога дружбы» называется». Нет, отвечаю, меня это не устроит. И называю свой вариант. Там подумали-подумали и согласились. От них что требовалось? Тибет и прилегающие территории - это особо режимная зона. Чтобы туда попасть, надо иметь кучу всяких виз, разрешений, пропусков. Индийская, непальская, китайская визы, отдельное разрешение на посещение Лхасы: Через эту же фирму арендовал два джипа «Тойота Лэнд Крузер 100» и грузовичок для снаряжения.

НБЖ: Каков в итоге оказался бюджет вашего путешествия?

В.ПИРОГОВ: Где-то 20 тысяч долларов. Это со всеми перелетами, арендой машин, питанием, тратами на состав участников из пяти человек. Вся эпопея заняла в общей сложности месяц, а непосредственно горный маршрут половину этого срока.

ДОСЬЕ

Пирогов Валерий Иванович родился 22 сентября 1947 года. В 1971 году окончил физфак МГУ. Затем долгое время работал в НИИ «Омега». С 1989 года занимался бизнесом. Несколько лет работал заместителем председателя правления «Новикомбанка». Сейчас - зам. генерального директора фирмы «Энергокомплекс», председатель совета директоров банка «Кузнецкий мост». Награжден орденами и медалями СССР.

НБЖ: С тибетскими монахами там встречались?

В.ПИРОГОВ: Много раз. Всякого рода псевдоисследователи часто описывают их как сверхчеловеков, колдунов и магов, обладающих мистическими способностями. Якобы они могут воскрешать мертвых, воспарять к вершинам гор и творить другие чудеса. На самом деле большинство из этих сказок были придуманы самими монахами, чтобы произвести впечатление. Люди охотно распространяют такого рода легенды, потому что им свойственно верить в чудеса. Кстати, и сами тибетцы, уловив наличие спроса на все мистическое, эзотерическое и оккультное, умело предлагают себя на западных рынках.

Тибетские монахи очень доверчивы и любопытны. И при этом без конца выклянчивают у туристов деньги. Интересно, что тибетец, если он захотел стать ламой, должен получить согласие местного парткома и разрешение Комитета общественной безопасности - китайского аналога КГБ.

НБЖ: Вы, судя по всему, отправились в путь хорошо подготовленным: прочитали множество книг, изучили архивы. Что вас удивило на маршруте, какие открытия были сделаны?

В.ПИРОГОВ: Открытия, если ты готов к ним, если жаден до новых знаний, можно совершать не то что каждый день - каждое мгновенье. В этом смысле путешествие по Тибету было необыкновенно богатым. Сам пейзаж, эти горы, подобных которым нигде больше не увидишь. Встречи с людьми. Впечатления.

Вот такой эпизод. Мне однажды показали место, абсолютно закрытое для глаз европейцев. Оно служит для погребения. На Тибете существует четыре вида погребения: сжигание на берегу реки, просто сжигание, захоронение в землю и самый необычный четвертый вид - «воздушный». Выглядит это следующим образом: рано утром покойника затаскивают на святую гору и на камнях разрезают тело на мелкие части. Затем вынимают кости и дробят их каменными топорами. Монахи специальными звуковыми сигналами вызывают грифов, которые довершают дело. Каким бы ужасным ни казался этот обычай, тибетцы следуют ему из самых лучших побуждений: им кажется, что таким образом они помогают душе умершего как можно быстрее освободиться от тела и достичь небес.

ИЗ ПУТЕВОГО ДНЕВНИКА: 

Волшебное ощущение быть наедине с природой в ее самом диком великолепии: Природа не в меньшей степени, чем человек, обладает аурой, психической атмосферой. Любой, кто способен хоть немного чувствовать, ощущает и впитывает ее, и в результате она оказывает на него влияние.

НБЖ: Большая часть вашего маршрута проходила на высотах в трипять километров и даже выше. Я по себе знаю, что горная болезнь не щадит никого, будь ты хоть трижды олимпийский чемпион. Как справлялись?

В.ПИРОГОВ: И я, и все до единого мои спутники так или иначе страдали от высоты. Я, наверное, неделю чувствовал себя очень скверно: не мог ничего есть, испытывал жуткую слабость, головокружение. Потерял в весе десять килограммов. Был на грани принятия решения досрочно сойти с маршрута. Но куда там сойдешь? Ближайший населенный пункт с больницей в трех днях пути. Пришлось терпеть. Изредка нам попадались такие же джипы с такими же очумевшими путешественниками-европейцами. Видок и у них был еще тот: изнуренные, бледные, худые. Краше в гроб кладут.

НБЖ: А рецепты тибетской медицины не помогали?

В.ПИРОГОВ: Употреблял одно снадобье, которое в шутку называл кусочками кала святого Ламы. И на подходе к священной горе Кайлаш, когда чувствовал себя особенно плохо, воспользовался услугами местной врачевательницы. Она проверила пульс на обеих руках, ощупала живот, посмотрела глаза и озвучила диагноз, из которого я понял только одно: жить буду. Да и еще посоветовала есть горячее и не есть твердого и холодного.

Я понял, что настоящая тибетская медицина - строго секретна, ее знания передаются исключительно от учителя к ученику. Местные жители убеждены в том, что их врачебная наука выкристаллизовывалась путем подключения к информационному полю Будды на подсознательном уровне в процессе медитаций.

НБЖ: Почему на протяжении многих лет Тибетом так пристально интересовались разведки разных стран? Наши Пржевальский и Козлов, а затем Рерих - все они работали на спецслужбы. Англичане: Немецкий абвер: Что они там искали? Какие тайны выведывали?

В.ПИРОГОВ: Искали источник для укрепления власти, могущества.

НБЖ: Помогло ли ваше путешествие ответить на вопрос о Шамбале? Существует в реальности это место или оно тоже часть тотальной мистификации, связанной с буддизмом?

В.ПИРОГОВ: Да, о Шамбале сегодня говорят очень много. Издано огромное число книг с «вескими доказательствами» ее существования. До сих пор люди отправляются на поиски географической точки, где находится эта таинственная страна. Николай Рерих тоже приложил к этому руку, а затем - масоны, прикрывавшие свои манипуляции древней мудростью, полученной ими якобы из Шамбалы. Что же касается меня, то я разделяю точку зрения Далай-Ламы, а он заявил, что Шамбала находится внутри каждого из нас и достичь ее можно, только очистив душу, познавая и побеждая страсти, ощутив при этом божественную пустоту.

Вообще по поводу тайн Тибета можно рассуждать очень долго, и я совсем не претендую на то, что постиг их. Чтобы реально понять и почувствовать эту страну, надо родиться и жить в ней, пропитываясь окружающей природой и религией. У каждого из нас своя индивидуальная тропа жизни. Но следуя по ней, надо обязательно иметь внутренние ориентиры, иметь Бога внутри себя, иначе увидишь лишь жалкую копию чужого мира, мертвый отпечаток живой многоцветной матрицы.

ИЗ ПУТЕВОГО ДНЕВНИКА: 

Всех пугает мое состояние. Ощущение такое, что все силы ушли, вытекли, испарились. Чувствую, что еще немного и конец. Позвонил по спутниковому телефону домой в Москву. Обсудил ситуацию с детьми и женой. Они в один голос советуют свернуть программу и немедленно возвращаться в цивилизацию, вниз, в долину, к врачам.

НБЖ: Людям трудно приходится на таких высотах. А как справились с горами и бездорожьем машины?

В.ПИРОГОВ: Им тоже досталось. Острые камни в день по два-три раза прокалывали автомобильные покрышки, приходилось останавливаться, заниматься ремонтом. Я вначале считал эти проколы, но на второй сотне сбился.

НБЖ: Тот тяжелый путь, связанный с риском, трудностями, страданием, сомнениями, очистил вас?

В.ПИРОГОВ: Без сомнения. Пришли мы туда одними людьми, а спустились с гор другими - с ощущением очищенности, обновленности. Каждый из нас лучше понял себя, точнее осознал свое отношение к Богу и Его творению - природе. Кроме Бога и природы нет ничего выше, я много раз убеждался в этом.

НБЖ: Прошло несколько лет. Уже, наверное, стерлись из памяти какие-то детали, забылись страдания. А что впечаталось в память навсегда, что в «сухом остатке»?

В.ПИРОГОВ: Горы. Сила гор. Сопричастность к какому-то другому миру бесконечно строгому и одновременно бесконечно доброму. Ощущение полного счастья. Там, случалось, я бросал машину и бежал навстречу вершинам - до тех пор, пока не задыхался, пока хватало сил.

НБЖ: Что бы вы посоветовали тем, кто захочет повторить подобный маршрут?

В.ПИРОГОВ: Первое - это избегать самодеятельности. Считаться с теми строгими правилами, которые существуют для иностранцев. Там шаг вправо или шаг влево без соответствующих разрешений неминуемо означает крупные неприятности. Из трех местных людей в моей команде двое точно работали на спецслужбы. Второе: не шутить с горной болезнью. Не думать, что ты самый крутой. Уважай природу, относись уважительно к скалам, к лесу, к воде, тогда природа и к тебе отнесется с уважением.

НБЖ: Вы в начале нашей беседы обмолвились о той цивилизации, которая существовала прежде нашей. Верите в разумную жизнь до Всемирного потопа?

В.ПИРОГОВ: Все необъяснимые чудеса пирамиды Хеопса, загадки майя, каменные идолы острова Пасхи - не принадлежат нашей цивилизации, для меня это очевидно. И до нас жили люди, строили, созидали, грешили. Потом Господь их смыл. Появились мы. И все пошло по тому же кругу: так же живем, так же грешим, все идет точно так же. И конец скорее всего будет таким же. Вообще наши представления о мире очень приблизительны, они базируются на допусках или ложных аксиомах. А мне хочется докопаться до сути, до реального знания. Вот я и начал свой путь к истине и иду по нему.

ИЗ ПУТЕВОГО ДНЕВНИКА: 

Меня тянет дорога. Без дороги я уже не могу. Видеть, чувствовать, ощущать! Тихий покой и уют могут оставаться у меня лишь в воспоминаниях. Я с удовольствием представляю себе все это, но прожить так в действительности смог бы максимум один день, не больше. А потом опять отправился бы в дорогу, в приключения: в какие-нибудь новые горы, в вечный поиск самого себя.

НБЖ: И какие следующие этапы на этом пути?

В.ПИРОГОВ: На Афон пора опять наведаться. На Антильские острова хочу пойти на яхте.


КСТАТИ...

ОАО «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» является универсальным банком, более 15 лет работающим с предприятиями различных сфер, расположенными преимущественно в Московском регионе. Банк предоставляет им полный спектр высокотехнологичных финансовых услуг. Является членом АРБ, Системы страхования вкладов, Московской межбанковской валютной биржи. Приоритетным направлением для банка является комплексное обслуживание клиентов, работающих в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, энергетики и транспорта. Банк специализируется на кредитовании компаний реального сектора экономики, оказывает услуги по работе на валютном рынке, рынке ценных бумаг.

В конце 2007 года с полной сменой акционеров началось интенсивное развитие банка. Активы выросли в три раза и составляют 5,5 млрд рублей. Банк и его клиенты активно участвуют в Инвестиционных программах по развитию инфраструктурных проектов, в частности, строительстве и реконструкции энергетических объектов Москвы, Московской области и Поволжья.

Кирилл Оживар
Поделиться:
 

Возврат к списку