Аналитика и комментарии

23 мая 2017

еще одна альтернатива от новичков

Финансовый кризис 2008 года показал, что не только банки и финансовые компании не могут похвастаться совершенством бизнес-моделей. 

С аналогичными вызовами сталкиваются и признанные международные институты. Например, рейтинговые агентства, решения которых зачастую выглядят необъективными, а иногда  и политически мотивированными, особенно когда речь идет об изменении суверенных кредитных рейтингов различных стран. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последние годы тема создания альтернативного международного рейтингового агентства или нескольких таких агентств возникала с завидной регулярностью.

Что не устраивает «быстроразвивающихся»?

Шесть лет прошло с тех пор, как был создан союз БРИКС, и три года – с момента учреждения Банка развития БРИКС. Никто не предполагал, что за столь короткий промежуток времени удастся достичь достаточно сильной координации экономических политик между странами БРИКС. Скептики полагали, что шанс пяти стран БРИКС создать единый экономический блок или официальную торговую ассоциацию крайне невелик. 

Однако со временем появились признаки того, что «большая пятерка» стремится не к красивым декларациям и даже не к формированию экономического интеграционного проекта, а к созданию своего рода политико-экономического клуба. Поворотным моментом, как поясняют эксперты, стало предоставление Новым банком развития БРИКС (НБР БРИКС) первого кредита  России в размере 100 млн долларов, выданного на финансирование строительства в Карелии двух малых гидроэлектростанций. Всего в 2016 году Новым банком развития БРИКС было одобрено пять заявок на предоставление кредитных средств на общую сумму 1 млрд долларов. В 2017 году НБР БРИКС планирует выдать  кредитов на сумму порядка 2–2,5 млрд долларов. Иными словами, банк ведет активную работу и постепенно набирает обороты, хотя многие были уверены, что начало его деятельности – вопрос отдаленного будущего. 

Поэтому нельзя сказать, что заявление о создании единого рейтингового агентства БРИКС стало неожиданностью. 16–17 октября 2016 года на саммите БРИКС в индийском штате Гоа лидеры Китая, Индии, России, Бразилии и Южной Африки дали понять, что они поддерживают этот проект и считают, что его необходимо реализовать в ближайшее время. «Было объявлено, что строительство институтов – это наша основная цель. Мы договорились как можно быстрее создать рейтинговое агентство БРИКС», – сообщил хозяин саммита, премьер-министр Индии Нарендра Моди. Кроме того, лидеры стран также намерены учредить Центр сельскохозяйственных исследований и ускорить создание сети железных дорог БРИКС.

В первую очередь, конечно же, страны с развивающейся экономикой недовольны тем, что их суверенные рейтинги искусственно занижаются, а следовательно, так же искусственно завышается стоимость их заимствований на мировых рынках. Эксперты расходятся во мнениях по вопросу о том, насколько справедливы подобные подозрения, но главным, пожалуй, является то, что это уже устоявшееся мнение. К тому же подкрепленное тем, что многие страны с развитой экономикой имеют максимальные уровни суверенных рейтингов, несмотря на их рекордные показатели задолженности и не всегда ясные перспективы с обслуживанием внешних и внутренних долгов.

Скоро сказка сказывается…

Крайне дискуссионными на сегодняшний день являются следующие вопросы: насколько быстро может быть создано единое рейтинговое агентство БРИКС и чего в этом проекте больше – мифологии или реальности. Эксперты не отрицают, что рано или поздно подобный между­народный институт будет создан, однако пока остается слишком много «но».

«Конкретных предложений и решений по созданию рейтингового агентства БРИКС пока еще не было. Нет единого понимания его возможного формата, статуса, задач, участников. Не ведется системная экспертная разработка концепции с участием всех заинтересованных сторон. Несмотря на определенные экономические предпосылки, создание такого агентства или сети национальных агентств затруднено отсутствием единого регулятивного рейтингового поля и взаимного признания национальных рейтингов пяти стран», – рассуждает генеральный директор рейтингового агентства АКРА Екатерина Трофимова. По мнению эксперта, более реальной задачей на ближайшую перспективу будет развитие трансграничной деятельности существующих национальных агентств и их последовательное признание на двусторонней основе между теми странами, которые демонстрируют активизацию взаимных финансовых потоков.

«На наш взгляд, основной мотив образования рейтингового агентства стран БРИКС – создание высокооплачиваемых «синекур» в странах – участниках проекта. Теоретически это вполне допустимо. Рейтинговое агентство, использующее четкие и прозрачные модели оценки и при этом не ангажированное кем-то из политиков, окажет позитивное влияние на рынок и за несколько лет сумеет завоевать доверие его участников», – отмечает заместитель директора ­инвестиционно-торгового департамента Абсолют Банка Андрей Зайцев. В то же время эксперт ­подчеркивает, что до тех пор, пока проект остается лишь концепцией, рано говорить о том, насколько достижим такой идеальный вариант и хватит ли консолидированной политической воли, чтобы преодолеть препятствия при его реализации.

Более оптимистичной точки зрения придерживается профессор, исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) Георгий Толорая. «Я считаю, что перспектива у проекта есть. Банк БРИКС был создан всего за три года, хотя это считалось невозможным. Тем не менее он уже начал выдавать кредиты и становится популярным, и как раз именно поэтому БРИКС было принято решение о создании собственного рейтингового агентства. Вопрос теперь заключается только в том, насколько это агентство будет эффективным. Надо выбрать благоприятный момент, провести соответствующую подготовку, и тогда процесс создания рейтингового агентства будет быстрым», – считает Георгий Толорая.

Руководитель направления Центра исследований международных институтов РАНХиГС при Президенте РФ, эксперт НКИ БРИКС Андрей Шелепов также уверен в положительном развитии ситуации вокруг нового проекта. «Я считаю, что данное партнерство принесет большие выгоды всем странам БРИКС. Конечно, пока речь идет о проекте, однако я согласен с коллегами: его реализация даст странам-участникам и самой России большие перспективы в политэкономическом плане», – констатирует эксперт. 

Руководитель департамента финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Абрамов также настроен весьма оптимистично. «Я считаю, что мы добьемся успеха. Однако я бы не хотел, чтобы БРИКС сильно концентрировался на том, что надо догнать и перегнать МВФ, ВБ и другие международные институты, созданные западными интеграционными союзами. Если мы хотим что-то создать, мы просто должны идти своим путем и не думать о конкуренции», – указывает специалист.

Интересную точку зрения по поводу самого проекта МРА БРИКС и перспектив его реализации высказал начальник отдела макроэкономики Института финансов «Чунъян» Китайского народного университета Цзя Цзиньцзин. «Сроки заявлены действительно небольшие, но необходимо учитывать, что вопрос создания единого рейтингового агентства начал обсуждаться еще 3–5 лет назад – практически в то же время, что и идея создания Банка БРИКС. Я помню, как три года назад давал интервью об этом проекте газете «Чайна Дейли». Должен сказать, что я удивляюсь тому, как быстро был создан Банк БРИКС – некоторые специалисты говорили, что на это уйдет более десяти лет. Весьма вероятно, что и для создания агентства не потребуется столько времени, сколько прогнозируют сейчас многие эксперты», – говорит Цзя Цзиньцзин.

Отринуть все или что-то взять?

Конечно, к «большой тройке» международных рейтинговых агентств, в которую входят Standard & Poor’s, Fitch и Moody’s Investors Service, у развивающихся стран накопилось много претензий. Но эксперты подчеркивают, что это не означает, что нужно отказаться от всего накопленного опыта и методик, которыми пользуются эти агентства. Есть надежда, что при создании рейтингового агентства БРИКС удастся, с одной стороны, сохранить лучшие практики, а с другой – предложить мировой экономике нечто действительно новое взамен старых, зачастую уже неэффективных и понесших значительные репутационные издержки институтов. 

«При создании новых институтов кредитного рейтинга мы, естественно, должны руководствоваться опытом наших коллег. Мы видим, что тройка крупнейших рейтинговых агентств сейчас требует реального реформирования, именно поэтому страны БРИКС должны создать собственные рейтинговые агентства, не зависящие от других иностранных агентств. Таким образом наши экономики не будут подвержены влиянию со стороны других государств», – указывает Цзя Цзиньцзин (Китайский народный университет).

Большого внимания, как считают эксперты, потребует не только выработка новых, более совершенных методик оценки кредитоспособности субъектов экономической деятельности, но и вопрос финансирования деятельности агентства. «Я полагаю, что структура финансирования нового рейтингового агентства будет заметно отличаться от аналогичной структуры уже существующих западных конкурентов. Сложнее всего рейтинговому агентству БРИКС будет убедить инвесторов из США и Европы в том, что рейтинг, присваиваемый новым агентством, будет объективен, а не выставлен под давлением государств – участников БРИКС», – отмечает Георгий Толорая.  

Наблюдатели акцентируют внимание еще на одном аспекте – необходимо сделать так, чтобы единое рейтинговое агентство, коль скоро оно будет создано, не воспринималось в мире как чисто китайское (по аналогии с тем, как агентства «большой тройки» воспринимаются многими как чисто американские). По мнению экспертов, предпосылки к этому имеются: КНР является крупнейшей экономикой в мире, Китай занимает очень активную позицию в различных интеграционных проектах, наконец, сложно счесть простым совпадением тот факт, что заявление о создании единого рейтингового агентства было принято на фоне включения китайского юаня в пул резервных мировых валют. Поэтому, как отмечают аналитики, весьма высока вероятность, что созданному рейтинговому агентству БРИКС потребуется немало времени для того, чтобы доказать не только свою эффективность, но и свою ­беспристрастность.   

текст Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку