Аналитика и комментарии

27 июля 2006

Филиалы иностранных банков: быть или не быть?Чем ближе Россия к ВТО, тем ожесточенней споры о возможности появления в стране филиалов иностранных банков

Константин Боровой, экономист

Наши банки - тромб для экономики

Что такое тысяча банков для такой экономики, как наша? Это значит, что у нас практически отсутствует банковская система. И к тому же государство препятствует проникновению сюда западных банков. Подобное мы уже проходили, когда пытались защитить отечественных автопроизводителей. Вспомните, как в середине 90-х гг. говорились очень красивые и правильные слова о сохранении рабочих мест, о том, что, если не защитим свой автопром, то разрушим отрасль. Тогда под эту сурдинку приняли запретительные законы для западных автопроизводителей. Сегодня за иномарку мы платим фактически две цены, одна - «уходит» государству. Поначалу предполагалось, что эти деньги пойдут на восстановление отечественной автомобильной промышленности. И что же? Спасли они АЗЛК или ГАЗ? Конечно, нет, потому что лишенные конкуренции, эти заводы за последние 14 лет не только не модернизировались, но и вообще ничего не сделали. Фактически это было разграблением промышленности.

Сегодня то же самое происходит с нашей банковской системой - началось ее разграбление. Иностранные банки приходят и, так или иначе, скупают наши кредитные организации. Так что, если мы не откроем нашу экономику для з а п а д н ы х банков, она откроется сама, но какимто уродливым способом.

Более того, в результате низкой конкуренции российская банковская система стала своеобразным тромбом, который не позволяет нормально развиваться и работать отечественной экономике. Услугами наших банков не может пользоваться значительная часть предприятий. Для того чтобы взять стандартный кредит в 17-20%, при этом платить все налоги, «белую» зарплату, т. е. честно зарабатывать деньги, нужно иметь прибыль 60%. Вот и выходит, что значительная часть предприятий, думаю, их больше половины, не может пользоваться услугами банковской системы. Тем более, никакое малое предприятие не способно на старте показывать 60% прибыли. Поэтому в стране, где должны появляться и развиваться малые предп р и я т и я , они не появляются.

Экономика откроется сама, но уродливым способом

Кстати, один из моих бизнесов находится в Италии. Там, в небольшой южной деревне, представлены шесть (!) банков - от крупного банка Тосканы до не очень большого провинциального. Когда я обратился к ним за кредитом, был просто шокирован их реакцией. Они долго извинялись, что не могут предоставить мне кредит ниже ставки LIBOR +0,3%! Я, человек, привыкший брать в России кредиты у друзей под 14%, а не у друзей- под 20%, чуть с ума не сошел от того, что незнакомый мне банкир предлагает кредит по ставке 5% годовых.

Так что если в России на месте банка, который умоляет Центробанк дать ему шанс на существование, появится нормальный немецкий, американский или итальянский банк, будет лучше. Говорят, нельзя допустить на наш рынок иностранные филиалы! Но если события будут развиваться так, как сейчас, то очень быстро наша банковская система перестанет быть отечественной. Правда, в ней останется один опасный фундаментальный элемент - отсутствие конкуренции. И это как раз больше всего сегодня нравится западным банкирам. Они же бизнесмены, которые умеют считать деньги. Так вот, чтобы этого не произошло, чтобы безумные прибыли не стали получать западные банки, надо наш рынок сделать полностью открытым.

 Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков

Сначала надо снять удавку с шеи

Я удивляюсь, когда умные люди говорят совершенно дикие вещи- ставят в один ряд с банковской системой автомобили, стиральные машины, холодильники. Я либерал похлеще уважаемого господина Борового и абсолютный сторонник того, чтобы не было «железных» занавесов и ограничений. Но в то же время понимаю, что банковская система - не одна из отраслей экономики. Ее даже нельзя назвать инфраструктурой. Банковская система это основа основ экономики, без которой невозможно развитие ни одной отрасли. Множество ведущих стран мира успешно развиваются, не имея, к примеру, собственного автомобильного производства. Но нет ни одного влиятельного государства без мощной национальной банковской системы.

Почему же сегодня меня пытаются лишить возможности развивать свой внутренний рынок и говорят: пусть лучше придет зарубежный гость? Помните, в советский период иностранцы приезжали к нам и без проволочек получали номер в хорошей гостинице, а нас в этих гостиницах отсылали на вокзал, где сдают дешевые комнаты. Сегодня точно так же меня не допускают до отечественного кредитного рынка и говорят: иди в Урюпинск, потому что ты бедный и у тебя нет нужного уровня капитализации. А скажите, пож а л у й с т а , по чьей вине у наших банков нет необходимых ресурсов?

Мы готовы конкурировать только на равных

Киностранцам у нас всегда было особое отношение. Но если мы такие либералы и очень хорошо относимся к своим зарубежным друзьям, то почему так небрежно относимся к своим детям, то бишь, к нашим банкам. Почему мы им говорим, чтобы они не высовывались, соблюдая соответствующие нормативы, сидели тише воды, ниже травы? И при этом проявляем безграничное гостеприимство к иностранцам. Ни одна страна так себя не ведет по отношению к своей банковской системе. Потому что, как бы мы ни были либеральны, есть понятия государственности, национальных приоритетов, наконец, экономической безопасности. Исходя из этого, западные страны отдают собственным финансовым системам однозначные преференции. Попробуйте открыть, например, филиал российского банка в США. Это крайне тяжело, а для своих - законодательная процедура упрощена.

Мы не боимся конкуренции. Мы согласны с тем, что конкуренция способствует повышению качества обслуживания, расширению спектра и снижению стоимости услуг. Именно потому мы и ставим вопрос о необходимости приведения условий, в которых работают российские банки, в соответствие с теми, в которых существуют банки за рубежом. А сегодня получается, что мы выводим свои банки в кандалах, в дистрофическом состоянии, перекрыв им жгутом возможность дышать и двигаться. Для них существует масса ограничений и нормативов, наконец, есть проблема низкой капитализации. И при этом говорим - конкурируй. А как? Вы им хотя бы удавку развяжите, я уж не говорю, помогите развиваться. Мы проявляем максимум бескультурья, когда ставим крест на нашей банковской системе.

Меня всегда унижало это пресмыкание перед иностранцами. Они, мол, умнее нас. Но в чем преимущество нашего народа? Чуть-чуть ослабь удавку, и он способен на очень многое. Поэтому открывайте рынок, либерализуйте банковскую систему, но сначала дайте ей развиться!

Георгий Меликянц
Поделиться:
 

Возврат к списку