Аналитика и комментарии

22 августа 2019

Андрей Айвазов: Как обеспечить налоговую безопасности в мире, уничтожающем конфиденциальность

Мир, вопреки распространенному убеждению, не становится меньше, однако правила игры стали слишком объемными. Найти себе офшорную пещеру для хранения активов и быть уверенным в том, что завтра вы все еще найдете в нее вход, стало практически невозможно. По мнению Андрея Айвазова, руководителя Практики российского и международного налогообложения Parallel Legal Consalting сейчас важно не исчезать, а не привлекать внимание. Он дает несколько важных советов в условиях изменения налогового законодательства.

Офшорные регистраторы всячески пытаются нивелировать эффект нового законодательства в своих юрисдикциях и убеждают в том, что на «вас оно не распространяется» и что офшоры столь же надежны, как и в 1990-х. Врут на Карибах так же плохо, как и готовят. Поэтому  наступать на офшорные грабли я не рекомендую.

Где же можно скрыться? Секрет ответа на этот вопрос заключается в наличии четкого понимания, от кого и когда вам нужно скрыться. В мире, где информация поступает к нам быстрее, чем мы можем её воспринять, важно не исчезать, а не привлекать внимания. Структура из десяти офшорных трастов лишь спровоцирует дополнительные вопросы от банков, странная юрисдикция компании вызовет ненужный интерес. И на коренных гренадцев или доминиканцев большинство читателей тоже не похожи, хотя в последние два-три года представления банкиров о внешности «островитян» стали весьма размыты, особенно при остатке на счете от двух миллионов евро.

«Пророчество ОЭСР» действительно восстановило равновесие силы, только в отличие от киноэпопеи Джорджа Лукаса, в реальном мире победила светлая сторона. И бизнесу, несмотря на слишком частое заблуждение, лучше быть именно на «белой» стороне – при правильном применении можно достичь налоговых результатов, которым позавидуют многие структуры начала 2000-х.

Для определения стратегии стоит ответить на два вопроса: от кого именно вы хотите скрываться и действительно ли вы готовы рисковать, не платя налогов вовсе? Западная бизнес-мудрость гласит: знайте скрытую цену бесплатного. У любой структуры есть себестоимость, и чем более низконалоговой и белой будет модель юридической организации бизнеса, тем дороже её содержание.

Десять и даже пять лет назад большинство налоговых задач бизнеса решалось техническими контрагентами и офшорными компаниями. Однако все классические офшоры на данный момент являются неэффективным инструментом. Их безналоговый статус никуда не пропал, однако в противовес появился ряд минусов:

  • Нужен substance, стоящий больших денег. Наличие «экономического присутствия» – потенциальный риск налогообложения;
  • Банки не хотят открывать счета; те банки, которые соглашаются, требуют повышенных гарантий: просят значительный остаток, берут повышенные комиссии и т.д.;
  • Реальный риск заморозки денег банком;
  • Конфиденциальность умирает  (реестры бенефициаров, обмен информацией, процедуры AML).

В России ситуация не лучше: общие проблемы с госбюджетом побуждают собирать больше налогов, ужесточается контроль за сделками, все чаще случаются повторные выездные налоговые  проверки, вводится АСК НДС 3. Следовательно, без зарубежных инструментов обойтись будет сложно, если у собственника есть желание платить меньше среднестатистической налоговой нагрузки, которая на практике в России уже значительно перешла порог в 50%.

Первая группа решений – низконалоговые структуры

Офшоры, возможно, и умирают, но потребность владельцев капитала в безналоговых компаниях не исчезла. Хорошей альтернативой могут стать партнёрства – английские и датские. Английские — менее дорогостоящие и более популярные, однако на них сложнее открыть банковский счет. К тому же в ближайшее время планируется введения условий о substance в Великобритании. Я не ожидаю выдвижения существенных требований до, как минимум, 2022-го года, однако при долгосрочном планировании это следует учитывать.

Датское партнерство считается абсолютно белым инструментом и не требует экономического присутствия – достаточно адреса и местного регистрационного агента. На k/s (датское партнерство) можно открыть счет в Дании, Швейцарии, Лихтенштейне, а также в ряде других стран. При использовании датских k/s для ведения деятельности вне Дании не возникает налогообложения, также ( при соблюдении некоторых условий) не облагается налогом вывод прибыли из Дании. Это идеальный вариант для сохранения маржи от внешнеэкономической деятельности за рубежом, а также для создания торгового холдинга. Дополнительное преимущество – возможность получить номер VAT.

Интересным вариантом на данный момент также является Гонконг. Он не избавился от своих «врожденных недостатков» налоговой системы, при которой создание substance может приводить к налогообложению. А без экономического присутствия большинство банков не хотят открывать счета. При этом Гонконг – одна из немногих безналоговых юрисдикций, с которой у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения и которая не считается офшором для большинства государств. Взаимодействовать с гонконгской компанией могут местные онлайн-банки, а также финансовые учреждения Армении, Киргизии и ряда других государств, включая офшорные.

Вторая группа решений – защита активов

Трасты и фонды в своем большинстве предусматривают раскрытие бенефициаров. А те юрисдикции, которые пока не открывают миру владельцев некогда полностью конфиденциальных структур, будут вынуждены сделать это в течение ближайших 5-7 лет. Вне зависимости от наличия реестра бенефициаров, банку все равно будут нужны сведения о конечном собственнике активов траста. Более того, в автоматический обмен попадают сведения о большинстве лиц в трастах. Лишь в ряде дискреционных трастов информация о бенефициарах не попадает в CRS до момента распределения средств таким собственникам.

С учетом сказанного, стоит вспомнить «пути предков» и использовать номинальных владельцев в своих зарубежных структурах. Однако не стоит забывать о безопасности: даже с самым доверенным номинальным владельцем необходимо подписывать полный пакет документов, которые обеспечат спокойствие и гарантии возврата активов истинному бенефициару.

Утрата контроля, неизбежная в случае с номинальным владельцем, является для многих собственников неприемлемой. Что подводит к третьему решению – смене налогового резидентства. На лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, не распространяются требования законодательства о контролируемых иностранных компаниях.

В этом случае одно из лучших решений – Гибралтар. В отличие от резидентства ОАЭ, где бенефициар не платит ничего, гибралтарское резидентство подразумевает подачу налоговой декларации и выплату номинальных налогов в размере 22 тыс. фунтов в год. Но это является позитивным фактором при открытии банковского счета. Для получения налогового резидентства Гибралтара достаточно предоставить формальный пакет документов, при этом требования проживать на Гибралтаре нет.

В этой статье я описал лишь малую часть возможностей для защиты интересов бизнеса и собственников, которые предоставляет, казалось бы, прозрачный мир. И пока налоговая арестовывает «обычных подозреваемых» в лице офшорных компаний и кипрских limited, при использовании правильных, современных инструментов  «У вас всегда будет Париж! (с)».

Поделиться:
 

Возврат к списку