Аналитика и комментарии

08 мая 2018

о будущем и настоящем

Международная конференция FINTECH 360, на которую каждый год собираются представители ведущих российских и зарубежных банков, финтех-компаний и инвестиционных фондов, состоялась в столице Эстонии 27-28 марта 2018 года. Форум прошел в конференц-центре Swissotel Tallinn. Участники конференции обсудили последние тенденции развития банковского сектора, вопросы регулирования, повышения доступности финансовых услуг.

FINTECH 360 – это международная конференция и площадка для обсуждения последних трендов в сфере развития финансовых технологий, поиска новых партнеров и возможностей для развития бизнеса, а также обмена опытом с ведущими профессионалами банковского сектора.

В этом году в Таллине собрались ключевые представители европейского и российского банковского сектора, инвесторы и финтех-предприниматели, чтобы поделиться своей точкой зрения на проблемы развития финтеха в связи с теми изменениями, которые, вероятно, произойдут в финансовом секторе в ближайшем будущем.

Следует отметить, что развитие финтеха стало, с одной стороны, источником новых возможностей, и с другой стороны, вызовом для классических банков. Инновационные решения, которые предлагают технологические компании, успешно внедряются классическими банками и помогают им в развитии бизнеса. В то же время появление многочисленных финтех-стартапов усиливает конкуренцию на банковском рынке. Сегодня многие крупные банки воспринимают финтех-компании как серьезных конкурентов. Между тем руководители технологических стартапов начинают понимать, что взаимодействие с банками открывает широкие возможности для развития их бизнеса. По этой причине в настоящее время растет потребность в площадках для обсуждения возможностей сотрудничества между банками и финтех-стартапами. Именно таким местом и стала конференция FINTECH 360. 

АО КБ «ЮНИСТРИМ» выступил в роли генерального партнера международной конференции FINTECH 360. 

Использование блокчейна в банковском секторе, развитие рынка криптовалют и его регулирование, внедрение технологий на основе искусственного интеллекта, изменения на рынке платежей в ближайшие два года, возможные пути развития онлайн-банков стали основными темами дискуссий форума.

В ходе двухдневной конференции звучало множество интересных и содержательных докладов. Обратимся к некоторым из них.

Клиенты хотят видеть новые банковские продукты

Директор аналитического департамента инвестиционной компании (ИК) «РЕГИОН» Валерий Вайсберг отметил, что к развитию финтеха банки подталкивает снижение маржинальности классической банковской деятельности: «Надо сказать, что финансовый мир живет за счет комиссионных доходов уже давно. Мы можем видеть, что маржа банковской деятельности снижается, финансовая индустрия сталкивается с тем, что стоимость инвестирования уменьшается, и это тоже заставляет банки, в том числе и старейшие финансовые институты, задумываться о том, как добиться увеличения своего комиссионного дохода».

Несмотря на развитие новых технологий, люди продолжают отдавать предпочтение банкам, но при этом хотят увидеть что-то новое в их продуктовых линейках. В первую очередь это касается доступности банковских услуг, подчеркнул эксперт.

«Финтех активно развивается последние пять-семь лет. Если говорить о продуктах, то очень популярными становятся автоматизированные финан­совые советники и цифровые брокеры. В США они работают почти без комиссий, в России такое невозможно в силу особенностей нашего законодательства. И постепенно все очевиднее становится, что нужно менять финансовые модели. Новые возможности, и реалии – их надо использовать, причем совместно и банками, и платежными сервисами, и инвестиционными брокерами, чтобы максимально удовлетворять потребности и пожелания клиентов», – считает Валерий Вайсберг.

Вход в другой мир

По мнению CEO компании RemitRadar Сергея Маркова, модели, основанные на инвестициях огромных финансовых ресурсов, перестали давать результат. Причина этого заключается в том, что деньги стали почти бесплатными, и в силу этого классические финансовые компании, в том числе страховщики и перестраховщики, испытывают проблемы с дальнейшим ростом своего бизнеса. Таким компаниям нужен вход в другой мир, в котором живут люди, даже не знающие о страховании. В первую очередь речь идет о трудовых мигрантах.

«Этих людей отличают иные качества, чем те, к которым мы привыкли, – объясняет свою мысль Сергей Марков. – Мы хорошо знаем интересы «золотого миллиарда», настало время изучить потребности этих людей. Они не доверяют ни властям, ни банкам, а предпочитают иметь дело с наличными, и они испытывают интерес не столько к классическим банковским продуктам, сколько к денежным переводам. 

При этом у них «под подушками» накоплены колоссальные резервы – порядка 5 трлн долларов. И задачу нашей компании мы видим в том, чтобы направить часть этих ресурсов в страхование».
«Со своей стороны, мы сделали для этих людей прозрачным рынок денежных переводов, – подчеркивает эксперт. – Фактически мы создали Uber для трудовых мигрантов, заинтересованных в переводах. Этот сервис доступен через сайт, через приложения и, главное, – через чат-боты. Миллионы мигрантов стали посещать эти ресурсы, и с тех пор мы знаем о них достаточно для того, чтобы влиять на них как на потребителей финансовых услуг. Мы не компания денежных переводов, мы оперируем данными, которые помогают зарабатывать нашим клиентам».

Удаленная идентификация

Принятие закона об удаленной идентификации является важнейшим шагом в развитии банковского бизнеса, считает начальник управления пилотных проектов и развития электронного взаимодействия Национального совета финансового рынка (НСФР) Борис Перов. «Каждый банк понимает, что государственные информационные системы несут в себе очень много полезной для банков информации. Одним из главных проектов, который реализуется сейчас, является удаленная биометрическая идентификация», – сказал он в своем выступлении.

Предполагается, что в контексте создания Единой биометрической системы банки будут разделены на банки-доноры (те, которые будут пополнять эту систему), и банки, которые смогут пользоваться этой информацией.

Каковы требования к банкам для участия в этой системе? Они достаточно просты: банк должен быть участником Системы страхования вкладов (ССВ), он обязан иметь план по предупреждению банкротства, и должны быть сформулированы критерии, в соответствии с которыми банк не может быть участником системы. Иными словами, практически все нормальные, здоровые банки могут войти в состав этой системы, подчеркнул Борис Перов.

Интересной особенностью является возможность обновления информации с помощью сведений, полученных из Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) по каждому клиенту. Во время обсуждения законопроекта Минкомсвязи инициировало некоторую дискуссию по этому вопросу: представители министерства считали, что ЕСИА может обрушиться из-за количества запросов. Но был достигнут компромисс: информацию можно будет обновлять раз в год.

«Банк при проведении удаленной идентификации обязан предложить клиентам использовать средства криптозащиты, и он также должен предупредить клиентов, что без использования этих средств они могут столкнуться с определенными рисками», – подчеркнул Борис Перов.

Помощь в получении услуг для граждан

Биометрическая идентификация призвана помочь нашим согражданам получать различные услуги – банковские, страховые или предоставляемые государственными ведомствами, заявил в своем выступлении генеральный директор компании iDSystems Андрей Федорец.

«Для банков регистрация на портале Единой биометрической системы – это, безусловно, дополнительная нагрузка, и, конечно, это делается не для них, а для, например, фермера, который заинтересован в привлечении средств для развития бизнеса, но не имеет возможности лично прибыть в отделение банка для подписания необходимых бумаг, – подчеркнул Андрей Федорец. – Ни для кого не является секретом, что сложно реализовывать и банковские, и страховые, и иные услуги в такой огромной стране, как наша, где уровень покрытия финансовыми услугами очень географически неравномерен».

Компания iDSystems, со своей стороны, разрабатывает решения, использование которых облегчает банкам подключение и взаимодействие с Единой биометрической системой. При этом речь идет о достаточно простом решении с технической точки зрения.    

текст Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку