Аналитика и комментарии

31 января 2018

банкротство года – банк «Югра»

Российские финансовые власти считают, что национальная экономика готова к началу кредитного цикла, и указывают на то, что именно в рамках подготовки к нему необходимо было «расчистить» банковскую систему страны. Одним из знаменательных моментов в этом процессе стал отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности у банка «Югра».

Резонанс, который вызвало сообщение об отзыве лицензии у банка «Югра», объяснялся довольно просто. Эта финансово-кредитная организация по состоянию на начало лета 2017 года находилась в топ-30 финансовых учреждений России по величине активов, капиталу и другим ключевым показателям банковской деятельности. Активы банка росли быстрее, чем в среднем по рынку, особенно в период 2013–2016 годов, когда они увеличились в 38 раз. На начало лета 2017 года их размер составлял 323 млрд рублей. Довольно неплохо выглядел банк «Югра» и в сегменте привлечения вкладов частных лиц. В 2013 году величина вкладов выросла в 5,5 раза, а в 2014 и 2015 годах росла в два раза ежегодно.

К этому можно добавить, что банк «Югра» был одним из долгожителей российской банковской сферы. Он был создан в 1990 году со штаб-квартирой в Москве. До 2013 года, который, как выяснилось, стал для организации роковым, поскольку именно с этого момента новые акционеры банка стали проводить излишне агрессивную рыночную политику, банк «Югра» был малоизвестен. Его «звездный час» наступил в 2016 году. По итогам этого года банк занял первое место среди российских банков по убыткам из-за доначисления капитала по требованию ЦБ РФ. В 2016 году объем доначислений составил 28,6 млрд рублей, в начале 2017 года регулятор потребовал увеличить резервы еще на 25 млрд рублей. К 1 июня 2017 года нетто-активы банка составляли 322,32 млрд рублей (30-е место в России), обязательства перед населением – 181,30 млрд. В апреле 2017 года в банке произошел технический сбой, после которого была проведена внеплановая проверка ЦБ РФ.

Было очевидно, что результаты этой проверки не устроят регулятора. В СМИ появилась информация о том, что банк «Югра» страдает от дефицита ликвидности и к тому же является недокапитализированным. 29 мая 2017 года президент банка Алексей Нефедов заявил, что акционеры банка «Югра» в скором времени докапитализуют финансово-кредитную организацию на сумму около 500 млн долларов. «Согласно новой стратегии, планируется нарастить активы на 30% и увеличить их рентабельность, – подчеркнул он». 6 июня руководство банка сообщило, что 20 млрд рублей ему предоставила компания Radamant Financial, конечными собственниками которой являлись Алексей Хотин, Юрий Гусев и Алексей Нефедов, то есть акционеры банка «Югра».

Тогда наблюдатели подумали, что банк все-таки удастся «вытащить». Однако вскоре выяснилось, что ЦБ РФ проведенная докапитализация не устроила, поскольку банк был прокредитован не «живыми деньгами», а активами весьма сомнительного качества. Именно поэтому ЦБ РФ принял решение о введении временной администрации 10 июля 2017 года. По результатам проверки, проведенной ей, по состоянию на 22 июля 2017 года отрицательный капитал банка «Югра» достиг отметки в 7 млрд рублей. Стало очевидным, что самостоятельно акционеры и собственники банка закрыть такую «дыру» в балансе не смогут, и он обречен либо на санацию, либо на банкротство.

28 июля решением регулятора банк «Югра» был лишен лицензии на осуществление банковской деятельности. Это не стало полноценным шоком для рынка, но все же многих экспертов застало врасплох. Аналитики в большинстве своем склонялись к тому, что ЦБ РФ все же оставит банк «на плаву», хотя и заберет его у акционеров в рамках санации.

Выступая в сентябре 2017 года на форуме «Банки России – XXI век», председатель Банка России Эльвира Набиуллина дала, пожалуй, самое полное и исчерпывающее объяснение действиям ЦБ РФ по отношению к банку «Югра». По ее словам, отчетность, которую подавала регулятору данная организация, не отражала реальное положение дел в банке. Она не была подтверждена какими- либо первичными бухгалтерскими документами и, более того, обладала признаками недостоверности. Плюс к этому, как пояснила глава ЦБ РФ, «Югра» не был системно значимым банком, «он практически не был интегрирован в банковскую систему, и его связи с другими финансово-кредитными институтами были очень слабыми». Иными словами, вывод банка «Югра» из финансовой сферы, по мнению регулятора, не должен был спровоцировать «эффект домино».

Но что еще важнее, как пояснила глава ЦБ РФ, так это то, что банк «Югра» стал примером безответственного поведения своих собственников. «Они создали «карманный банк» для финансирования прежде всего своих проектов. При этом они крайне агрессивно обходили ограничения, введенные регулятором, при привлечении средств вкладчиков, формировали портфель низкого качества, оформляли залоговое обеспечение с большим количеством нарушений, что позволяло им завышать его стоимость. Предложенный собственниками план спасения банка не соответствовал требованиям законодательства и, более того, предполагал долгосрочное десятилетнее субсидирование данного бизнес-проекта за счет государственных средств. С учетом этого отзыв лицензии у банка «Югра» стал закономерным шагом со стороны регулятора», – настаивала Эльвира Набиуллина.

Как нетрудно догадаться, у бывших собственников и менеджеров банка «Югра» по вопросу о том, кто в данном случае вел себя безответственно, другое мнение. Подобный конфликт мнений не редкость, когда речь идет об отзыве у банков лицензий. А вот то, что экс-собственники и экс топ-менеджеры решили попробовать вернуть своему активу лицензию через суд, явление действительно нечастое. И уж тем более редко можно увидеть ту настойчивость, которую проявляют акционеры и экс- руководители банка в борьбе с ЦБ РФ.

Судебные процессы по делу банка «Югра» продолжаются уже несколько месяцев, в настоящее время в судебном производстве находятся несколько исков, инициированных представителями акционеров данного банка. В частности, ими подана апелляционная жалоба по иску о признании неправомерным назначения временной администрации и введения моратория на выплаты. Кроме того, в начале декабря 2017 года прошло очередное слушание по делу о незаконности отзыва лицензии этого банка.

«Наша позиция остается прежней: у регулятора не было оснований для ввода временной администрации и отзыва лицензии. Банк был абсолютно ликвиден и соблюдал все установленные ЦБ РФ нормативы. Пока не будет доказано обратное, поднимать вопрос о признании банка «Югра» банкротом не логично с точки зрения процессуальных решений. В то же время мы видим попытку давления на вкладчиков», – отмечает экс председатель правления банка Дмитрий Шиляев.

Ситуация с вкладами в банке «Югра» действительно довольно запутанная. По состоянию на 10 июля их объем оценивался в 180 млрд рублей. Агентством по страхованию вкладов было выплачено 105 млрд рублей. 75 млрд рублей, как сообщают СМИ со ссылкой на источники в Банке России, относятся к разряду неучтенных вкладов. Их судьба, точнее, перспективы возвращения этих средств вкладчикам, остаются неясными.

Уже сегодня можно сказать, что процедура банкротства банка «Югра» будет длительной, ведь руководство и собственники банка не согласны с той оценкой, которую регулятор дал данному активу, и ставят целью доказать свою правоту в арбитражном суде. Возможно, по формальным признакам им удастся этого добиться, но эксперты обращают внимание на тот факт, что на практике до сих пор не было ситуации, когда банковской организации удалось бы восстановить лицензию и продолжить нормальную деятельность после этого.

текст Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку