Аналитика и комментарии

31 октября 2017

рэнкинг самых эффективных российских банков

По данным рэнкинга эффективности и прибыльности российских банков, сос­тавленного Национальным Банковским Журналом (NBJ) и «БизнесДром», нишевые банки, а также банки, активно развивающие цифровые каналы, обгоняют по эффективности и прибыльности крупнейших игроков рынка.

Рэнкинг по ряду показателей, составленный экспертами Национального Бан­ковского Журнала и «БизнесДром» (методология составления рэнкинга расписана ниже), показал, что наиболее эффективными и прибыльными являются банки, специализирующиеся на узком направлении бизнеса, а также кредитные организации, ведущие бизнес по модели электронного банка. Также в список наиболее эффективных и прибыльных банков (топ-20) попали некоторые крупные иностранные кредитные организации.

В целом в первом полугодии 2017 года российские банки демонстрировали рост многих ключевых показателей деятельности. Так, согласно статистике ЦБ РФ, по итогам семи месяцев 2017 года российские банки получили прибыль в размере 927 млрд рублей, что практически равно финансовому результату за весь прошлый год. Для сравнения: в 2016 году отрасль получила прибыль в размере 930 млрд рублей. 

За указанный период активы банковского сектора выросли на 3,1%, в том числе корпоративное кредитование – на 2,2%, а в целом кредиты экономике – на 3%. Розничный портфель вырос на 5,2% (до 11,3 трлн рублей), прирост отмечался во всех направлениях кредитования физлиц. Также выросли депозиты населения (на 4,9%) и юрлиц (на 1,1%). 

В отрасли усиливается концентрация, в условиях постоянного отзыва лицензий и нарастающей тревоги со стороны клиентов банков идет переток денег в банки с госучастием. При этом финансово-кредитных организаций становится все меньше. На начало года было 733 действующих банка, а на 1 августа 2017 года – уже 582.

В таких условиях крупным частным банкам приходится довольно сложно конкурировать с государственными гигантами. А вот небольшие региональные, нишевые (например, автокредитные) и диджитал-банки показывают более высокие финансовые результаты. При этом стоит отделить банки, которые успешно ведут специализированный бизнес (первая группа), цифровые банки (вторая группа), а также совсем небольшие кредитные организации, у которых показатели по рентабельности и эффективности могут быть искажены из-за минимальных объемов бизнеса (или даже их отсутствия, третья группа). Первая и вторая группы банков действительно являются довольно эффективными в текущих рыночных реалиях. По третьей же группе кредитных организаций, попавших в рэнкинг, несмотря на высокие показатели, сложно делать выводы о стабильности и реальной эффективности.

По оценкам «БизнесДром», специализация и упор на диджитал-платформы в банковском бизнесе будут эффективны и далее. Таким кредитным организациям не нужно поддерживать филиальные сети, большой штат персонала, оказывать полный спектр финансовых услуг. Инвестиции в развитие дистанционного банкинга уже окупились и положительно работают на финансовый результат. 

 

Ознакомиться с PDF-версией

текст Павел Самиев, управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА), генеральный директор «БизнесДром»; Фаина Филина, директор по PR и маркетингу «БизнесДром»
Поделиться:
 

Возврат к списку