Аналитика и комментарии

29 сентября 2017

возможности и вызовы качественно меняющегося мира

Мировая экономика становится все более цифровой под воздействием разработки и внедрения новых технологий. Не окажется ли Россия в числе «отстающих» в рамках этого процесса? Какие новые возможности открывают перед субъектами нашей экономики блокчейн-технологии? Как следует относиться к криптовалютам, которые становятся все более популярными и распространенными в мире, несмотря на сохраняющееся скептическое отношение к ним? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ председатель Комиссии Госдумы РФ по законодательному обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир ГУТЕНЕВ. 

NBJ: Владимир Владимирович, чем, по вашему мнению, объясняется растущая популярность такой альтернативной валюты, как биткоин? Мы видим, что то, что еще несколько лет назад казалось несерьезной игрой, все больше приобретает черты чего-то серьезного и долгосрочного.

В. ГУТЕНЕВ: Давайте сразу скажем, что биткоин является лишь одной из не менее чем сотни криптовалют. Действительно, на сегодняшний день он является самой популярной, но существуют и другие работающие по аналогичному принципу криптовалюты, такие как Dogecoin, Ethereum, Litecoin, Monero, Ripple. Росту популярности биткоина способствует, во-первых, «легендированная» возможность делать деньги из ничего, шанс якобы сверхбыстрого обогащения. Во-вторых, это защищенность денежных средств и децентрализация контроля. Центрального сетевого контролирующего органа не существует, сеть распределена на все участвующие компьютеры. В-третьих, в пользу биткоина играет такой фактор, как отсутствие посредников и прозрачность операций. При этом имеется в виду, что в сети хранится вся история тран­закций, начиная с первой, причем она есть на всех пользовательских компьютерах. Среди других факторов, привлекающих отдельные категории пользователей, можно также назвать анонимность и невозможность возврата перечислений. 

NBJ: Есть эксперты, которые говорят о том, что биткоин и другие альтернативные валюты, в том числе и перечисленные вами выше, следует рассматривать как признак кризиса классических мировых валют. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

В. ГУТЕНЕВ: О кризисе ведущих мировых валют и о том, что растущую популярность биткоина следует рассматривать как признак приближения этого кризиса, я бы говорить не стал. Под термином «биткоин» понимается не только и не столько платежная единица, сколько электронная платежная система, в основе которой лежит база данных транзакций, построенная по блокчейн-технологии. Или, другими словами, это система в виде непрерывной последовательной цепи взаимосвязанных информационных блоков. Вот ее я бы мог назвать технологией будущего, поскольку сферы ее использования могут быть самыми разными – от защиты больших массивов данных в интернете до инструментария для безопасного и удобного хранения того, что называется Big Data. Это могут быть самые разные реестры, книги учета, документация, серверы для бизнеса, в том числе и так называемый «электронный нотариус». Отсутствует принципиальная возможность изменения внесенных в информационные блоки данных, ведь тогда бы пришлось менять сведения во всех пользовательских компьютерах. Это открывает широкие возможности по хранению информации о финансовых документах и операциях, юридических обязательствах, правах собственности, авторском праве. При этом, что очень важно, обеспечивается полная защищенность, прозрачность и доступность для ознакомления. 

Что касается биткоина, то на сегодняшний день возникает слишком много вопросов насчет его использования как некой постоянной мировой валюты на достаточно длительный период. Это отсутствие системы какого-либо финансового или материального обеспечения и соответствия международному праву, полная неопределенность действий при исчерпании установленного лимита выпуска биткоинов (всего будет выпущено 21 млн),  кратный рост энергопотребления компьютерным обо­рудованием, прогрессивно возрастающие объемы данных и, соответственно, необходимость поиска дополнительных ресурсов для их хранения, затраты на эти ресурсы. 

NBJ: Как раз с учетом того, что вы сказали, хотелось бы задать следующий вопрос. Каково ваше отношение к заявлению премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что различные государства должны заранее продумать правовое регулирование в отношении блокчейна? Есть ли, по вашему мнению, необходимость в этом и если да, то на основании каких принципов должно выстраиваться подобное регулирование?

В. ГУТЕНЕВ: Повторюсь, давайте рассматривать блокчейн как технологию, выходящую за рамки криптовалют и, в частности, биткоина. И, конечно, как и в любой области деятельности, при возникновении правоотношений в сфере использования блокчейн-технологии необходимо четкое правовое регулирование, начиная от определения понятия до принятия соответствующих нормативно-правовых актов. При этом важно, чтобы юридическое сообщество не зацикливалось на правовом регулировании новой технологии только в привязке к криптовалютам, а рассматривало использование блокчейн-технологий в системном ключе. 

Сегодня отношение к блокчейн-технологиям в разных странах сильно варьируется – от резко негативного, как, например, в Индии и Таиланде, до практического. Так, некоторые страны уже задействовали блокчейн для создания реестров собственности, систем бухгалтерской отчетности, записей актов гражданского состояния и т.п. 

Есть примеры и в России. В конце 2016 года Альфа-Банк совместно с авиакомпанией S7 Airlines первым в России провел сделку-аккредитив с использованием смарт-контрактов («умных» цифровых контрактов) через блокчейн-платформу. А в июле этого года S7 Airlines вновь совместно с Альфа-Банком впервые в мире оформила авиабилет, используя блокчейн-платформу, созданную на базе протокола Ethereum. Система будет использоваться для автоматизации торговых операций между авиакомпанией и билетными агентствами, она помогает снизить документооборот и трудозатраты по исполнению платежа до минимума. Кроме того, новая технология позволила кратно ускорить сам процесс проведения операций, и теперь он вместо дней занимает секунды. При этом агент избавлен от необходимости оформления банковской гарантии, а авиакомпания не предоставляет агенту отсрочку платежа и получает выручку сразу после оформления авиабилета. 

Важное место в продвижении блокчейн-технологий занимают процедуры стандартизации. В прошлом году в Международной организации по стандартизации (ИСО) был создан технический комитет ИСО/ТК 307 под названием «Технологии блокчейна и распределенного реестра». Россия сможет в него вступить сразу же после создания национального профильного комитета, который будет представлять интересы нашей страны в ИСО. 15 августа 2017 года Росстандарт уже объявил о формировании своего нового технического комитета по стандартизации «Программно-аппаратные средства технологий распределенного реестра и блокчейн». Несомненно, работать он будет в тесном взаимодействии с другими комитетами Росстандарта, в первую очередь, с техническими комитетами по криптографической защите информации, информационным технологиям, киберфизическим системам, а также с техническим комитетом «Стандарты финансовых операций». 
Поэтому прежде чем говорить о сути законодательного обеспечения сферы блокчейна, следует внимательно изучить уже имеющийся опыт применения и юридические аспекты правового регулирования этой технологии применительно ко всем возможным вариантам использования. 

Отмечу, что в ближайшее время в Государственной Думе будет создана специальная рабочая группа при Комитете по финансовому рынку, которая займется вопросами криптовалют. Конечно же, это произойдет с участием специалистов Центрального банка, Министерства финансов и экспертного сообщества. Вполне возможно, что закон о регулировании оборота криптовалют будет внесен в Госдуму уже осенью этого года. 

NBJ: Насколько правовое регулирование может повлиять на позиции биткоина в качестве инвестиционного инструмента? И каковы, по вашему мнению, основные риски, возникающие в результате обращения биткоина и использования блокчейн-технологий?

В. ГУТЕНЕВ: Сегодня мир меняется качественно. Глобальный переход к цифровым технологиям происходит практически во всех областях, в том числе и в банковской сфере. При этом риски использования биткоина как единой мировой валюты, в первую очередь, связаны как раз с необходимостью правового регулирования этой сферы. Мировое сообщество не может использовать валюты, которые не гарантированы международным правом. Точно так же, как и национальные платежные ресурсы должны обязательно иметь гарантии национальной системы правового обеспечения. 

Что касается использования биткоина в качестве инструмента для инвестиций, то я бы пока этот вопрос не рассматривал. Причина простая – его высокая волатильность. Известно, что чем она выше, тем рискованнее актив. Использование валюты, курс которой за 3-4 дня сначала растет на 30%, а затем падает на такую же величину, причем эти скачки происходят регулярно, сродни игре в рулетку. И можно сказать, что сегодня биткоин не используется как товар для вложения либо сохранения капитала, он остается лишь инструментом для спекулятивных заработков. Именно поэтому и продавцы товаров за биткоины, и получатели криптовалюты практически сразу же или продают ее на биржах, или меняют на обычные деньги. 

Есть еще один аспект, на котором я хотел бы остановиться. Он связан с обеспечением национальной безопасности. Уже сегодня заработать биткоины, используя один персональный компьютер, невозможно. Математические задачи, которые нужно решить для получения вознаграждения, усложняются с каждым днем, требуемая скорость решения растет многократно. Поэтому добытчики биткоинов объединяются, суммируя компьютерные мощности, арендуют их у других пользователей или собираются на так называемых «фермах», другими словами, в компьютерных центрах. При этом компьютеры пользователей, использующих один программный продукт, могут быть расположены в разных странах. Кроме того, информация о выполненных транзакциях хранится на всех компьютерах сети. То есть теоретически появляется возможность использования компьютерных мощностей другого государства не только для решения математических задач и головоломок, но и для совершенно других целей. Эти вопросы необходимо в обязательном порядке принимать во внимание, в том числе при разработке механизмов правового регулирования использования блокчейн-технологий в целом и криптовалют в частности.     

беседовал Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку