Аналитика и комментарии

22 марта 2017

оптимальный партнер для банков на рынке платежных сервисов

Российские банки сейчас очень заинтересованы в двух вещах: сохранении лояльности к ним со стороны клиентов и в расширении своей клиентской базы за счет активного увеличения в своих продуктовых линейках доли комиссионных продуктов. Для решения этих двух задач им необходимы надежные партнеры из числа компаний, предоставляющих платежные сервисы. О том, каковы в данном контексте преимущества ГК «Элекснет», и о том, что выиграют банки, сотрудничая с этим участником рынка, рассказала в интервью NBJ коммерческий директор ГК «Элекснет» Ольга БЕРДЮГИНА.

NBJ: Ольга Александровна, в чем, по вашему мнению, заключаются преимущества сотрудничества банков с ГК ­«Элекснет»?

О. БЕРДЮГИНА: Начнем с того, что у людей всегда будет необходимость что-либо оплачивать – причем быстро, в любое время и в удобном для них месте. Российская сервисная компания «Элекснет» как раз и предоставляет потребителям круглосуточную возможность моментальной электронной оплаты товаров и услуг и осуществления денежных переводов. Мы являемся пионером на рынке приема платежей через терминалы самообслуживания, причем наши терминалы устанавливаются в самых удобных для потребителей местах: в супермаркетах и торговых центрах, в кафе и ресторанах, на станциях метро и АЭС и т.д.

NBJ: Я так понимаю, речь идет о масштабной терминальной сети?

О. БЕРДЮГИНА: Да. Сеть «Элекснет» с единым централизованным управлением насчитывает на сегодняшний день около 4 тыс. устройств, при этом очень важно понимать, что не менее обширной является и география этой сети. Она охватывает 60 регионов. Не менее принципиальный момент – то, что мы работаем в режиме одноуровневой системы: базовая витрина, на которой происходит обслуживание клиентов, – это терминальная сеть, в рамках этой технологии у нас нет агентов и субагентов, все операции мы осуществляем на балансе нашей небанковской кредитной организации «Московский клиринговый центр», имеющей лицензию Банка России. Наше производство является вертикально интегрированным – начиная от установки терминалов самообслуживания и изготовления собственного ПО и заканчивая подготовкой всех продуктов и проведением расчетов по ним. 

NBJ: Иными словами, в случае заключения партнерского соглашения с банком вы снимаете с него огромный пласт рутинной работы?

О. БЕРДЮГИНА: Совершенно верно. Вы правильно назвали эту работу рутинной, но в то же время она является необходимой, особенно в современных условиях, когда потребители услуг заинтересованы в том, чтобы тратить на осуществление платежей минимальное количество времени и осуществлять эти самые платежи в максимально комфортном для них режиме. Мы, со своей стороны, можем установить наши терминалы непосредственно в местах обслуживания клиентов нашего контрагента, подобрать оптимальное для него решение, визуализировать его, раскрасить в фирменные цвета контрагента и т.д. 

Я хотела бы отметить также гибкость и клиентоориентированность нашей стратегии: мы очень внимательно выслушиваем пожелания наших партнеров, очень мобильны с точки зрения реализации условий партнерских соглашений, и что еще очень важно – у нас очень гибкая тарифная сетка. Есть компании, работающие в том же сегменте рынка финансовых услуг, что и ГК «Элекснет», и мы знаем, что зачастую они устанавливают один тариф на свои услуги во всех регионах России. Мы же практикуем установление дифференцированных тарифов в зависимости от того, в каком населенном пункте стоит наш терминал, какая там проходимость, каковы пожелания нашего партнера и т.д. 

NBJ: Насколько существенной, по вашим оценкам, оказывается экономия средств для банков в случае заключения партнерских соглашений с ГК «Элекснет»?

О. БЕРДЮГИНА: Она оказывается очень существенной, и тут мы возвращаемся к тому, о чем я говорила выше. Банки избавляются от большого объема рутинной работы, перекладывая ее на плечи партнера в нашем лице, а это значит, что у них появляется возможность, например, оптимизировать численность своего персонала, поскольку все функции по сопровождению и обслуживанию терминальной сети мы берем на себя. Очень актуальным наше предложение становится как раз в современных условиях, когда банки, стремясь сократить свои расходы на региональную сеть, закрывают офисы. Казалось бы, стандартное мероприятие, но тут необходимо учитывать риски, поскольку в регионах, где закрылись офисы, остаются заемщики с ежемесячными платежами по выданным кредитам. Понятно, что полный уход банка из региона приведет к потере им части клиентов – и как раз партнерство с ГК «Элекснет» позволяет избежать негативного сценария развития событий и дать заемщикам шанс без проблем погасить свои кредиты. 

NBJ: Это партнерство также позволяет банкам соблюдать положение Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Объясните, пожалуйста, каким образом минимизируются риски в данном контексте?

О. БЕРДЮГИНА: С 2014 года у банков в рамках № 353-ФЗ есть обязательство по обеспечению как минимум одного бескомиссионного канала погашения кредита и процентов по нему в конкретном регионе, где был предоставлен кредит. Вы сами понимаете, что выполнять это обязательство оказывается совсем непросто, в случае если банк по каким-то причинам уходит из региона выдачи заемных средств либо, наоборот, активно занимается такими видами бизнеса, как POS-кредитование, кредитование в автосалонах и т.д., но не имеет собственной сети для погашения выданных кредитов. И тут как раз ему на помощь приходим мы: у нас есть возможность наложить свою терминальную сеть на географию партнера, определить, где оптимально поставить дополнительные устройства самообслуживания, и реализовывать такой проект в кратчайшие сроки с минимальными издержками как для банка, так и для его клиентов. Соответственно, риск несоблюдения нашими партнерами № 353-ФЗ существенно нивелируется, плюс к этому нивелируется и риск роста в кредитных портфелях банков доли просроченной задолженности, а ведь хорошо известно, что как раз проблемные кредиты – это болевая точка для любой финансово-кредитной организации. 

NBJ: Наверное, не меньше и даже больше участников банковского рынка интересуют такие услуги ГК «Элекснет», как процессинг терминальных сетей и процессинг переводов в пользу поставщиков услуг в дистанционных каналах обслуживания банков. 

О. БЕРДЮГИНА: Очень часто в концепции развития того или иного банка есть планы по развитию собственных терминальных сетей, что вполне естественно в условиях, когда банки стремятся увеличить долю комиссионных доходов. Мы помогаем решить эту задачу и при этом не конкурируем с банками за клиентов. ГК «Элекснет» остается последней значимой платежной сеткой, которая не принадлежит ни одному из банков – соответственно, здесь нет почвы для возникновения конфликта интересов. 

Что касается процессинга переводов, то это действительно очень востребованная услуга у банков. Как я уже сказала, потребители ценят возможность совершать платежи, в том числе не выходя из дома, с помощью дистанционных каналов приема платежей. У банков есть электронные устройства, интернет-банк и мобильные приложения, при помощи которых плательщик может совершать переводы в пользу поставщиков услуг. Это оплата сотовой связи, коммунальные платежи, интернет-провайдеры, платежные системы, банки и т.д. ГК «Элекснет» предлагает организацию таких переводов в пользу более чем 1600 поставщиков услуг, и, что также немаловажно, количество таких поставщиков постоянно растет. С каждым из них уже заключен договор, а финансово-кредитная организация сразу получает все услуги в рамках одного протокола с нами. Это позволяет ей повысить свой комиссионный доход и количество транзакций, совершаемых через любой из дистанционных каналов. 

Мы успешно сотрудничаем с такими банками, как Ситибанк, Сетелем Банк, Тинькофф Банк, Газпромбанк, ВТБ и многими другими. Мы благодарны всем нашим партнерам за многолетнее сотрудничество с нами.    

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку