Аналитика и комментарии

19 декабря 2016

компания «Инверсия»: следуя заданным курсом к поставленной цели

2016 год подтвердил одну известную истину: даже если экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего, компании с правильно выстроенной моделью бизнеса и высокой производительностью не только остаются на плаву, но и получают новые стимулы для развития. К числу таких компаний относится и ­«Инверсия». О ее планах на будущее, о том, какие тенденции доминировали на рынке банковской автоматизации в 2016 году и какими будут основные тенденции в этой сфере в 2017 году, в интервью NBJ рассказал заместитель генерального директора компании «Инверсия» Олег КУЗЬМИН

NBJ: Олег, расскажите о главных тенденциях, присущих рынку автоматизации банковской деятельности в 2016 году.

О. КУЗЬМИН: Скорость запуска новых продуктов от момента появления их идеи до предложения клиенту – этот тренд становится едва ли не самым важным. И здесь возникает узкое место, с которым приходится сталкиваться практически всем – как заказчикам, так и исполнителям. Это противоречия в методах проектирования и разработки (водопадный или гибкий), повышенные требования к безопасности банковских операций, обеспечение непрерывности процессов и высочайшей производительности. Все это приходится решать в условиях острой конкуренции и ограниченного времени.
Конечно же, есть еще масса явных трендов – омниканальность банковских услуг, соперничество банков с финтехами, активное сотрудничество или поглощение банками стартапов. Но для нас, как для разработчиков АБС, первый тренд наиболее значительный. Именно туда мы направляем наши основные инвестиции.

NBJ: В 2015 году одним из доминирующих на рынке трендов была разработка мобильных банковских приложений. Сохранился ли интерес участников рынка к этому направлению?

О. КУЗЬМИН: Тотальная доступность банковских услуг – 24х7, в любом месте – это уже не тренд, а веление времени. Анализ активности клиентов показывает, что самое большое количество операций – в среднем достаточно мелких, но частых – совершают молодые люди, то поколение, которое в скором времени станет основным клиентом банков. А доступность этих услуг возможна только при полном переносе всех сервисов в мобильные приложения и при использовании альтернативных вариантов дистанционного обслуживания – банкоматов, компьютеров, планшетов, кол-центров и т.д. То есть я бы сказал чуть шире: один из самых популярных трендов – омниканальность услуг. 

Что же касается развития мобильных приложений, то мы чаще выступаем в этом вопросе как поставщик базовой АБС, поэтому мы просто предлагаем широкий набор сервисов, которым пользуются поставщики мобильных решений. Очень здорово иметь большое количество банков – заказчиков услуг и компаний, разрабатывающих мобильные решения. Как правило, мы один раз создаем новый сервис, а затем им могут пользоваться поставщики разных решений под запросы своих банков.

NBJ: Не знаю, можно ли отнести к числу трендов оптимизацию банковских ИТ-бюджетов, но сами банкиры постоянно отмечают это как один из ключевых факторов. Ощутила ли последствия этой оптимизации на себе ваша компания?

О. КУЗЬМИН: Несмотря на все мрачные прогнозы, мы видим, что идет активное переформатирование рынка поставщиков ПО для банков. Тендеры и встречи с потенциальными заказчиками у нас проходят по несколько раз в неделю. Наверное, по-другому быть не может. Сейчас банку, чтобы выжить, необходимо использовать по максимуму тиражируемые решения и строить на их основе свой ИТ-ландшафт.

NBJ: Изменились ли каким-то образом требования банков к решениям и услугам поставщиков?

О. КУЗЬМИН: Быстрее. Дешевле. Надежнее. С конкурентными преимуществами. Комбинация из этих параметров с разными приоритетами, как правило, и присутствует в требованиях банков. Как и в прошлые годы.

NBJ: Как вы оцениваете процессы импортозамещения в сфере ИТ?

О. КУЗЬМИН: Если провести анализ продуктов автоматизации банковской деятельности, то и раньше процент использования зарубежных решений был невысоким. Основные разработчики АБС и ДБО – российские компании, которые широко представлены и в России, и на рынке ближнего зарубежья. Другой вопрос – использование инструментария. Все же основные поставщики серверного ПО, ОС для рабочих станций, СУБД – западные, и найти им замену – непростое дело.

NBJ: Расскажите о наиболее значимых проектах компании в 2016 году. О каких предварительных итогах деятельности компании уже можно говорить?

О. КУЗЬМИН: Для нас каждый проект интересен, не бывает двух одинаковых проектов. Конечно, очень интересен проект группы QIWI «Совесть» – именно как пример омниканального решения. Важной особенностью этого проекта также стало то, что продукт был введен в эксплуатацию как автономное решение, до ввода ЦАБС в полном объеме.
Еще один уникальный проект был реализован в Алмазэргиэнбанке в части автоматизации операций с пластиковыми картами. В результате появился наш новый продукт InvoPro, позволяющий обеспечивать ведение остатков по карточным счетам в режиме 24х7 при временной недоступности АБС, связанной с техническими перерывами на обновление ОС, версии СУБД или версии ЦАБС.
Дальнейшее развитие получил кредитный фронт-офис. Теперь в нем реализованы внутренний скоринг по определенному алгоритму и полноценная связь с НБКИ в части получения внешней скоринговой оценки, в том числе и FICO.  

NBJ: Каковы планы «Инверсии» на будущий год и каковы ваши прогнозы развития рынка ИТ?

О. КУЗЬМИН: Сначала прогноз. Особо стоит обратить внимание на растущий интерес к размещению ПО в облаках. В настоящее время существуют некоторые ограничения, связанные, например, с Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ и рядом требований ЦБ по информационной безопасности, но тенденция очевидна. И у нас уже есть такие запросы и уже есть реальные проекты. 

Также, по нашему мнению, будет развиваться рынок услуг ИТ-аутсорсинга, позволяющих существенно снизить затраты на содержание ИТ-подразделений.

В условиях кризиса и сокращения затрат вновь стал популярен принцип best of the best, но он видоизменился. Сейчас он звучит так: optimum of optimum. Поэтому интеграционные проекты, в которых продукты разных вендоров должны работать вместе, будут востребованы еще больше.

Исходя из нашего прогноза мы и планируем нашу деятельность. Естественно, главная цель – завоевание большей доли рынка при повышении качества и оптимальном балансе цены и производительности, основанное на продолжении развития наших продуктов, ориентированных как на индивидуальное обслуживание юридических лиц и VIP-клиентов, так и на массовое обслуживание физических лиц. И, конечно, мы отслеживаем тренды и продолжаем развивать услуги аутсорсинга и интеграционную составляющую нашего ПО. Особое внимание мы, естественно, уделяем переходу на использование новейших средств разработки.

В 2017 году мы ожидаем впечатляющего роста объема новых услуг через СМЭВ. Это и доступ к сведениям о СНИЛС, и получение информации из справки 2-НДФЛ, и система электронных паспортов транспортных средств, и сведения о средней заработной плате и т.д. Все сервисы надо оперативно интегрировать с АБС, чтобы заметно улучшить качество и скорость обработки многих банковских операций. Это откроет новые возможности для работы банков с клиентами, ускорит процедуры идентификации, проверки данных и увеличит скорость принятия решений. 

Всерьез рассматривается процедура дистанционного открытия счетов клиента в банке без посещения офиса с использованием единого сервиса для упрощенной идентификации. Запуск этого сервиса в промышленную эксплуатацию выведет на рынок новые решения, когда человек сможет импульсивно в два клика перебрасывать средства из одного банка в другой. Над этим уже думают маркетологи в некоторых ­банках.    

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку