Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Возможность сэкономить или нечто большее?

Аутсорсинг – это одна из самых интересных и развивающихся областей рынка ИТ-сервисов. Как и любой сервис, он должен быть применим в компании при определенных условиях. Плюсы аутсорсинга – это, безусловно, получение возможности перераспределить ИТ-ресурсы и направить их на развитие и изменения внутри банка. Однако есть у аутсорсинга 
и недостатки

NBJ № 3(106), 2013
«Будущее за аутсорсингом», стр. 94–95

 

ИТ-аутсорсинг в России приживался, как утверждают эксперты, медленнее, чем в других странах. Сказывалось и сохранявшееся до поры до времени технологическое отставание российских финансово-кредитных организаций от их иностранных конкурентов, и специфические особенности национального банковского сектора в целом. Ни для кого не секрет, что еще пять-десять лет назад на нашем рынке значительную долю занимали так называемые корпоративные банки, обслуживающие узкий круг клиентов и не готовые ни к технологической модернизации, ни к тому, чтобы отдавать свои информационные ресурсы на обработку внешним компаниям.
Но постепенно под влиянием роста конкуренции финансово-кредитные ор-
ганизации начинали уделять ИТ-
аутсорсингу все больше внимания. Развитие этого направления бизнеса сдерживало уже не столько нежелание банков меняться, сколько вопрос о достижении поставщиками подобных услуг должного уровня зрелости. Иными словами, под сомнение ставилась способность российских компаний осуществлять качественный ИТ-аутсорсинг, а услуги западных фирм для многих банков был слишком затратными. 
Еще один момент, который останавливал даже тех банкиров, которые ратовали за передачу по крайней мере части функций и задач «на сторону», – это необходимость строго выполнять требования регуляторов в части соблюдения коммерческой и банковской тайны либо защиты персональных данных клиентов. Банк отвечает за возможные утечки подобной информации репутацией, а то и дальнейшим существованием. Компания-аутсорсер, как признаются банкиры, в этом случае тоже может понести репутационные издержки, но они не столь существенны, и к тому же не факт, что они будут иметь столь же печальные последствия, как в случае с банковской организацией.
Тем не менее последний по времени возникновения кризис (2014–2015 годов) внес определенные коррективы в отношение к ИТ-аутсорсингу на российском финансовом рынке. Достаточно распространенной практикой стала передача внешним компаниям таких задач и функций, как разработка ПО, телекоммуникационные, информационные, «облачные» услуги, поддержка рабочих мест и оборудования в офисах, услуги колл-центров и дата-центров, услуги управления ИТ-инфраструктурой, инфраструктурными и прикладными сервисами. Стали появляться и прецеденты передачи сопровождения автоматизированной банковской системы целиком или основной части АБС. Мотивация банковских организаций при этом представляется вполне понятной и закономерной: в кризис объективно снижаются возможности банков содержать «докризисные» по размеру штаты ИТ-департаментов и ИТ-управлений. Соответственно, для решения либо точечных, либо очень трудоемких по временным и человеческим ресурсам задач привлекают внешних подрядчиков.
Понятно, что привлечение подрядчиков извне – всегда определенный риск; впрочем, эксперты признают, что он не радикально выше, чем в случае, когда банк решает те же задачи «своими руками». Минимизации этого риска способствует то, что компании, предоставляющие услуги в сфере ИТ-аутсорсинга, постепенно накапливают необходимую экспертизу и учатся выстраивать взаимодействие с различными партнерами из банковской сферы. Под влиянием этих факторов количество «скептиков» на рынке медленно, но верно сокращается, а количество экспертов, которые в целом позитивно рассматривают ИТ-аутсорсинг как инструмент решения насущных для банков проблем, потихоньку растет. 

Поделиться:
 

Возврат к списку