Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

В погоне за покупателем

Финсервис за год увеличил объемы беззалогового кредитования на 2186,12%. По данным «РБК.Рейтинг», в первой половине 2007 года банк показал лучшую динамику прироста. Значительный объем выданных беззалоговых кредитов связан прежде всего с успешным развитием бизнес-модели in-store banking

NBJ № 10(44), 2007
«На что способен банк в магазине», стр. 98

 

Модель «банк в магазине» начала работать в России в 2003 году, когда почти все основные игроки национального банковского сектора начали массированно кредитовать физических лиц. Конкуренция развернулась на всех фронтах кредитования, банки в буквальном смысле слова забегали за клиентами и, конечно же, не могли при этом обойти вниманием магазины. Грех не кредитовать людей там, где они преимущественно тратят деньги.
POS-кредитование – это довольно сложный бизнес по сравнению с другими видами розничного кредитования. Он требует специальных технологических решений и гибкости. В первую очередь бурному развитию данного сегмента кредитного рынка способствовало внедрение скоринговых систем, позволяющих быстро оценить платежеспособность заемщика и в считанные минуты выдать ему кредит. Кроме того, банкам потребовалось выстраивать отношения с большим количеством партнеров (сетей и независимых магазинов), находить компромиссы при распределении доходов и координировать бизнес-процессы. 
В отдельных случаях банки и магазины сотрудничали столь тесно, что в результате создавали совместное предприятие. Но все же более распространенной моделью было партнерство двух равных и независимых друг от друга участников рынка. В ней имелись как положительные, так и отрицательные стороны. Главный плюс уже назывался: банки, работавшие в торговых точках, не испытывали недостатка в новых клиентах. Минусом же являлось то, что финансово-кредитная организация зачастую оказывалась в зависимости от той или иной торговой сети. Каким бы популярным ни был банк, в торговые центры люди все же ходят намного чаще и с большим удовольствием, чем в банковские офисы, поэтому магазины могут с полным правом диктовать условия кредитным организациям. Торговая сеть может сменить банка-партнера так же, как поставщика продуктов, – одним росчерком пера. 
Особенно заметным был диктат торговых сетей до кризиса 2008–2009 годов. В тяжелый для российской экономики период все поменялось с точностью до наоборот: торговые сети, страдавшие от спада спроса на свои товары, стремились удержать партнеров в лице банков. Условия сотрудничества начали смягчаться по нескольким причинам. Во-первых, банки перестали зацикливаться на торговых сетях и начали искать других партнеров: магазины мебели, одежды, окон, турпутевок, строительных материалов. Во-вторых, начался период бурного развития сегмента пластиковых карт: теперь для совершения покупки необязательно брать кредит в точке продажи, достаточно расплатиться картой. Еще одна причина заключается в том, что само по себе POS-кредитование перестало быть таким неотразимо привлекательным для банков, как было в период с 2004 по 2008 год. Правила игры ужесточились: выдавать кредиты под 70–100% годовых уже невозможно,  уж тем более после того, как вступил в силу закон «О  потребительском кредите».
  На фоне кризисов 2008 и 2014 годов беззалоговому розничному кредитованию предсказывали кончину, поскольку было очевидно,  что оно является высокорискованным бизнесом. Однако до сих пор многие банки предлагают подобные займы, при этом сотрудники финансово-кредитных организаций указывают на то, что по итогам последних нескольких лет риски, которые принимают на себя банки, удалось существенно минимизировать. Во многом благодаря использованию высоких технологий, внедрению более совершенных скоринговых систем, обработке «больших данных» и т.д. В то же время банки, специализирующиеся либо исключительно, либо преимущественно на POS-кредитовании, на рынке теперь незаметны: все-таки общим трендом является диверсификация и, если так можно выразиться, универсализация бизнеса.  

Поделиться:
 

Возврат к списку