Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

SOA – требование времени или дань моде?

О высоких темпах развития современного банковского бизнеса уже говорилось много. Как следствие этого, ИТ-инфраструктура любой современной финансовой организации представляет собой сложный конгломерат различных прикладных систем, а также различных системных и аппаратных платформ, предназначенных для решения постоянно растущего числа разнообразных бизнес-задач.
Интерес, который сегодня проявляется к SOA, объясняется прежде всего тем, что именно эта архитектура предлагает наиболее эффективный способ создания гибкой и динамичной ИТ-инфраструктуры 
 
NBJ № 5(50), 2008 
«Новая степень свободы решений», стр. 110–111

 

Service-оriented аrchitecture (SOA) — в переводе сервис-ориентированная архитектура — относится к разряду наиболее перспективных и эффективных способов построения как корпоративных, так и публичных информационных систем. К ней приковано внимание большого количества разработчиков по всему миру. Крупнейшие корпорации выделяют огромные бюджеты на проведение исследований в данной области и на внедрение SOA в технологические и бизнес-процессы. 
Под сервис-ориентированной архитектурой понимается модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании распределенных, слабо связанных, заменяемых компонентов, при этом оснащенных стандартизированными ин-
терфейсами для взаимодействия по стандартизированным протоколам.
Основные причины появления SOA – высокая динамика современного бизнеса и возрастающие требования к адаптации информационных систем. Уже недостаточно, чтобы такая система обеспечивала простую автоматизацию информационных и расчетных задач бизнеса. Необходимо, чтобы корпоративная информационная система менялась так же быстро, как меняются требования бизнес-процессов банка.
Тема перехода российских компаний и банков на сервис-ориентированную архитектуру была популярна некоторое время назад. Еще в 2008 году вендоры и интеграторы говорили о наличии множества инструментов для ее построения, а заказчики не очень спешили приобретать подобные решения, ссылаясь на высокие затраты и слабо прогнозируемые сроки окупаемости. В то время развитие и распространение SOA на российском рынке сдерживались сложностью реализации таких проектов. С одной стороны, требовались высокие начальные инвестиции. С другой – продвижению SOA мешал дефицит ИТ-специалистов, готовых поддерживать новую архитектуру. Однако, несмотря на эти трудности, сервис-ориентированная архитектура и все, что с ней связано, активно развивается на отечественном рынке, и можно констатировать, что тенденции к переходу отечественного бизнеса на SOA все-таки набирают силу.
Многие крупные банки имеют опыт работы на SOA. Выгоды для банковского бизнеса от использования сервис-ориентированной архитектуры сводятся к упрощению централизации и замене устаревших автоматизированных систем, к снижению рисков и повышению качества проектов с интеграционной составляющей. Упрощение контроля на уровне сервиса процессов – также одна из выгод для бизнеса при использовании SOA. К тому же платформа позволяет сокращать сроки и экономить средства за счет повторного использования сервисов.
В банке должна накопиться «критическая масса» задач для внедрения SOA, потребность в ней должна стать системной и всеобъемлющей. Платформа служит для развития проектов розничного кредитования, для снижения себестоимости текущих операций, для проведения операций через интернет, для повышения качества удаленного обслуживания и продвижения продуктов. Именно такими были главные посылы тех, кто в свое время продвигал эту модель выстраивания ИТ-архитектуры в банковских организациях.
Следует констатировать, что в последние несколько лет интерес к SOA резко снизился. Специалисты в сфере банковских ИТ считают, что ранее речь шла всего лишь о «течении в моде». Затем в моду вошли «облачные» технологии, большие данные, сейчас много говорят о диджитализации банковского бизнеса вообще. ИТ-рынок, как и рынок обычной моды, жаждет перемен и новых течений.    

Поделиться:
 

Возврат к списку