Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Очередь без права получения?

7 февраля Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять в первом чтении пакет поправок в Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Однако даже предварительное обсуждение поправок показало, что легким их прохождение не будет. Серьезные разногласия, в частности, вызвал пункт об исключении из конкурсной массы банков-банкротов денежных средств, находящихся у них по договорам доверительного управления

NBJ № 3(94), 2012 
«Клиентов, размещающих средства в банках в рамках ДУ, предлагается превратить в кредиторов первой очереди», стр. 18

 

Коллизия, которую стремились устранить авторы данной поправки, вкратце такова: на сегодняшний день в случае банкротства банка клиенты, передавшие ему средства в доверительное управление, автоматически становятся кредиторами третьей очереди. Ценные бумаги и деньги, принадлежащие им, поступают в конкурсную массу, из которой впоследствии удовлетворяются и требования вкладчиков – физических лиц (кредиторов первой очереди), и требования сотрудников обанкротившихся банков (кредиторов второй очереди), и требования клиентов – юридических лиц (кредиторов третьей очереди). При таком раскладе шансы клиентов, разместивших средства в ДУ, на возврат денег стремятся к нулю. Агентство по страхованию вкладов, выступающее в роли конкурсного управляющего, признает, что в подавляющем большинстве случаев у банков-банкротов не хватает средств для удовлетворения требований всех кредиторов. 
Тогдашний глава АСВ Александр Турбанов утверждает, что было всего 17,5% случаев, когда временному управляющему в лице Агентства по страхованию вкладов удалось рассчитаться со всеми клиентами: кредиторами первой, второй и третьей очередей. В эти 17,5%, конечно, не входит Межпромбанк: требования к нему кредиторов третьей очереди составляли порядка 85 млрд рублей, а реально эти кредиторы могли надеяться только на возврат 190 млн рублей. Не относятся к числу ситуаций, когда удалось полностью удовлетворить требования кредиторов, и АМТ Банк, и, конечно, банки так называемой уринской группы.
На том, чтобы сложившаяся практика была изменена и клиенты, разместившие средства в ДУ, были перемещены из третьей очереди кредиторов в первую, настаивали правительство и Центральный банк РФ. И у кабинета министров, и у регулятора банковского рынка были на то свои причины. Правительство объективно заинтересовано в развитии национального фондового рынка, а ситуация, когда клиент передает банку средства в ДУ и затем теряет их в результате банкротства банка, не очень-то этому развитию способствует. Центральный банк был обеспокоен тем, что налицо неравенство между клиентами банков и клиентами других участников финансового рынка. Дело в том, что по ФЗ «О рынке ценных бумаг» имущество клиента является неприкосновенным и подлежит возврату клиенту даже в случае банкротства участника финансового рынка. Однако деятельность банков этот закон не регламентирует. В результате клиенты банков, передавшие средства в ДУ финансово-кредитным организациям, оказываются в заведомо худшем положении, чем те, кто доверил средства управляющим компаниям.    
Радостный час для клиентов, передававших средства в ДУ банкам, пробил в ноябре 2012 года. Тогда, как сообщила СМИ директор департамента ликвидации банков Агентства по страхованию вкладов Мария Филатова, было принято решение, что такие средства (в том числе и в общие фонды банковского управления – ОФБУ) в случае банкротства банка будут возвращаться на стадии работы временной администрации. Такие изменения стали возможны благодаря вступившим в действие 29 октября 2012 года поправкам в законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О банках и банковской деятельности». 
Казалось бы, это действительно радостное событие для клиентов и перемена к лучшему. Но те эксперты, которые надеялись на повышение спроса на услуги ДУ после внесения данных изменений в законодательство, были разочарованы. Сколько-нибудь заметного роста спроса на ДУ не произошло. Подавляющее большинство клиентов сохраняет верность депозитам, хотя, конечно же, их доходность не сравнится с доходностью по средствам, передаваемым в доверительное управление.   

 

 

 


 

 

 

Поделиться:
 

Возврат к списку