Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Госбанки не дошли до магазинов

За последние два года на рынке POS-кредитования произошли коренные изменения: тройка лидеров изменилась до неузнаваемости, банки начали активно осваивать новые сегменты, в которых могли бы быть востребованы срочные кредитные продукты. Однако установившуюся было гармонию в скором времени может нарушить выход на рынок госбанков, которые рассчитывают занять в этом сегменте львиную долю

NBJ № 12(79), 2010 
«Гиганты маленьких кредитов», стр. 66–71 

 

Действительно, лидеры розничного банковского сегмента – Сбербанк и ВТБ24 – почти три года назад один за другим объявили о своих планах выйти на рынок POS-кредитования (Point of Sales – кредитование в точках продаж).  
Сбербанк о выходе на рынок POS-кредитования заявил в конце 2009 года. Планировалось, что лидер российской розницы займется кредитованием в торговых точках летом 2011 года. Намереваясь выйти в новый для себя сегмент, Сбербанк объявил о создании специального банка в партнерстве с французской группой BNP Paribas, которая кредитует население в торговых сетях под брендом Cetelem. Предполагалось, что совместное партнерство будет работать под брендом Cetelem, а мажоритарным акционером станет Сбербанк. Меморандум о намерениях был подписан еще в июне 2011 года. Но затем запуск программы перенесли на 2012 год.
Сбербанк ожидал закрытия сделки в конце июня 2016 года, однако Федеральная антимонопольная служба в середине мая пришла к выводу, что сделка может привести к ограничению конкуренции, и продлила срок рассмотрения ходатайства на два месяца.
По словам старшего вице-президента, члена правления Сбербанка Дениса Бугрова, продление сроков рассмотрения ходатайства антимонопольным ведомством является штатной процедурой. «Мы предоставили ряд дополнительных материалов и не ожидаем никаких проблем», – заявил топ-менеджер Сбербанка. И подчеркнул, что процедура закрытия сделки с BNP Paribas идет с опережением плана: 18 июня Сбербанк завершил все необходимые операционные мероприятия, которые были предусмотрены соглашением о создании совместного предприятия. 
Практически одновременно со Сбербанком группа ВТБ начала присматриваться к запуску POS-кредитования через покупку одного из банков – лидеров в этом сегменте. В конце 2010 года по рынку ходили слухи, что ВТБ приобретает одного из лидеров рынка потребительского кредитования – Банк Хоум Кредит. Однако эта информация так и осталась неподтвержденной спекуляцией. Тем более что вскоре «на голову» ВТБ «упало» счастье – Банк Москвы, добровольно-принудительное приобретение которого отодвинуло планы группы ВТБ по выходу на рынок кредитования в торговых сетях.
В апреле 2012 года стало известно, что ВТБ24 все-таки твердо намерен выйти в сегмент экспресс-кредитования. Это должно было произойти благодаря проекту под названием «легкий банк», который будет развиваться на основе брянского Бежица-банка – «дочки» Банка Москвы. Выход на рынок POS-кредитования ВТБ намерен начать с регионов. Интерес группы вызывали города с населением от 200 до 500 тысяч человек. Как уточнил президент – председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов, инвестиции в создание нового банка до конца 2012 года составят от 2 до 2,2 млрд рублей. Срок окупаемости – 3–3,5 года.
POS-кредитование в определенный период – с середины 2000-х годов и до начала 2010-х годов – рассматривалось в качестве одного из наиболее доходных для банков сегментов: ставки по таким кредитам доходили до 50% годовых, а то и выше. Но по мере ужесточения регулирования и внедрения новых подходов к оценке кредитных рисков интерес к нему объективно снижался. Определенную роль в закате POS-кредитования сыграли рост финансовой грамотности заемщиков, с одной стороны, и снижение их платежеспособности (что стало результатом последнего кризиса), с другой. В сложившихся на сегодняшний день условиях люди явно не готовы переплачивать столько, сколько они переплачивали за понравившуюся им вещь в «тучные времена».   

Поделиться:
 

Возврат к списку