Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Экс-банкир и экс-почтальон

Взбудораженным новостью зрителям был представлен простой, на первый взгляд, сюжет: 8 октября к президенту Владимиру Путину обратился премьер-министр Виктор Зубков с предложением направить нынешнего главу Сбербанка поруководить убыточным, но небезнадежным предприятием «Почта России». Президент согласился легко и быстро. Андрею Казьмину не оставалось ничего другого, кроме как тоже согласиться на превращение из банкира в «почтальона». Правда, неизвестно, легко ли ему далось это решение

NBJ № 11(45), 2007
«Как банкир стал почтальоном», стр. 27–29

 

Сообщения о том, что Казьмин может покинуть Сбербанк, активно циркулировали в банковской сфере в октябре 2007 года. СМИ называли нескольких возможных преемников Казьмина: бывшего главу Минэкономразвития Германа Грефа, бывшего зампреда ВТБ Игоря Завьялова, главу Внешэкономбанка Владимира Дмитриева. Однако слухи были достаточно неопределенными: Казьмина уже не первый раз «отправляли в отставку». Разговоры об этом ходили в прессе еще с 1998 года, и тогда на его место прочили экс-председателя правительства РФ Сергея Кириенко. Затем, в 2001 и 2002 годах, его отставку пытался инициировать один из миноритарных акционеров банка.
И вот слухи стали фактом: глава Сбербанка действительно покинул свой пост, на котором проработал более 10 лет, с 1996 года. При Андрее Казьмине в 2006 году Сбербанк одним из первых кредитных учреждений России провел «народное IPO», в результате чего его акционерами стали более 30 тыс. россиян. 8 октября 2007 года Владимир Путин принял отчет Казьмина о работе возглавляемого им Сбербанка, после чего согласился с предложением премьер-министра Виктора Зубкова о назначении банкира главой ФГУП «Почта России».
Тогда на рынке по-разному оценивали эту рокировку. Одни говорили, что назначение Андрея Казьмина во ФГУП «Почта России» – это своего рода почетная ссылка, или объясняли данное решение стремлением освободить кресло главы Сбербанка для кого-то более достойного. Другие не соглашались с этим выводом и утверждали, что Казьмин успешно справился с непростыми задачами, поставленными перед ним как перед главой крупнейшего госбанка, и его опыт понадобился для решения не менее серьезных проблем, с которыми тогда сталкивалось почтовое ведомство, нуждавшееся в серьезной модернизации.
Действительно, перед Андреем Казьминым как руководителем ФГУП «Почта России» открылось «планов громадье»: президент Владимир Путин предложил использовать сеть почтовой связи, которая на тот момент насчитывала 40 тыс. отделений, для оказания населению финансовых и банковских услуг. На реализацию проекта правительство обещало выделить 200 млрд рублей. На горизонте снова замаячил светлый образ «почтобанка» – на этот раз он казался куда более реальным, чем на протяжении всех предыдущих лет. 
Однако прошло немногим более года, и в январе 2009 года появилось сообщение о том, что Андрей Казьмин покидает пост гендиректора Почты России. «Генеральный директор ФГУП «Почта России» Андрей Ильич Казьмин с 14 января 2009 года покидает пост руководителя предприятия в связи с переходом на новую работу», – говорилось в пресс-релизе. Что это была за «новая работа», остается непонятным до сих пор. В СМИ появилась информация о том, что Казьмин ушел из-за «заморозки» планов по созданию «почтобанка»: в суровые кризисные времена правительству было не до того. Да и Связь-Банк, рассматривавшийся как составная часть «почтобанка», осенью 2008 года пережил техническое банкротство. К январю 2009 года он еще не оправился от перенесенного и только-только начал приходить в себя «под крылом» ВЭБа.  
Стоит отметить, что Андрей Казьмин ушел с банковского рынка, а «почтобанк» все же через несколько лет возник. Он был создан в 2015 году Министерством связи и массовых коммуникаций РФ совместно с Банковской группой ВТБ и Почтой России, причем его основой стала розничная «дочка» ВТБ24 – ЛЕТО Банк. Однако это уже совсем другая история, к которой экс-руководитель Сбербанка России и Почты России не имеет никакого отношения.    

Поделиться:
 

Возврат к списку