Аналитика и комментарии

19 сентября 2016

Санкции, которые нас укрепили

А. КОСТИН, президент – председатель правления ВТБ: «Речь идет не об использовании оружия против противника, а об угрозе его применения и готовности его использования. Вот уже месяц мы слышим со стороны высокопоставленных западных руководителей призывы изолировать Россию, практически уничтожить российский банковский сектор»

NBJ № 5(120), 2014
«Если мы едины…», стр. 8–13

 

XXV Съезд Ассоциации российских банков, в ходе которого президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин произнес эти слова, состоялся меньше чем через месяц после того, как против России был введен первый пакет ограничительных мер. Причиной тому стало признание Россией итогов референдума, состоявшегося в Крыму 16 марта 2014 года, и, как писали в ту пору западные СМИ, аннексия нашей страной полуострова, ранее принадлежавшего Украине. Санкции носили тогда сугубо персональный характер, однако уже было ясно, что США и ЕС этим не ограничатся.
На всякое оружие есть контроружие: ответом на санкции, сказал в ходе тогдашнего своего выступления глава ВТБ, может стать принятие Россией целого ряда мер. Здесь и создание национальной платежной системы, и снижение зависимости отечественного бизнеса от зарубежных рейтинговых агентств, ангажированных правительствами западных стран, и переход к расчетам в рублях при осуществлении торговых сделок с иностранными партнерами России, и изменение правил хранения средств Фонда национального благосостояния и резервов ЦБ РФ.
На сегодняшний день можно констатировать, что некоторые из этих предложений были реализованы – действительно в качестве ответных мер. Так, Национальная система  платежных карт появилась после того, как две ведущие международные платежные системы – VISA и MasterCard – 
отключили от себя ряд российских банков. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) было создано в том числе в ответ на рейтинговые решения «большой тройки»: Standard & Poor’s, Moody’s Investor Service и Fitch. С рядом стран Россия подписала соглашения о переходе на расчеты за товары и услуги в национальных валютах. Удалось добиться снижения зависимости компаний страны – как финансовых, так и реального сектора экономики – от внешнего финансирования и снижения уровня их задолженности перед иностранными кредиторами. В различных отраслях стартовал процесс импортозамещения. 
В то же время, как подчеркивают эксперты, было бы неверным утверждать, что санкции прошли безболезненно для российской экономики. В 2014 году ВВП России увеличился всего на 0,6%, и аналитики считают, что столь низкие темпы роста были обусловлены в том числе эффектом санкций (особенно с учетом того, что в сентябре того же года был введен в действие так называемый третий санкционный пакет, включавший в себя секторальные санкции). Согласно данным Росстата, по итогам 2015 года было зафиксировано падение внутреннего валового продукта страны на 3,7%, правда, наблюдатели подчеркивают, что в данном случае на эффект санкций наложилось еще и рекордное обесценивание главных экспортных российских товаров: нефти и газа. 
2016 год, как утверждают многие эксперты, имеет шансы стать годом выхода нашей страны из состояния рецессии. Международный валютный фонд, например, считает, что в текущем году ВВП России снизится на 1,5% (ранее данный показатель прогнозировался на уровне 1,8%), в 2017 году рост ВВП России предположительно составит 1% (вместо ранее ожидаемых 0,8%). Многое свидетельствует о том, что российской экономике удалось пережить самый болезненный период кризиса, более или менее адаптироваться к воздействию санкций и даже привыкнуть к ситуации, когда мировые цены на нефть не превышают 50 долларов за баррель. Это дает надежду на то, что постепенно экономическая ситуация в стране будет улучшаться. Созданные же в рамках контрсанкций институты, конечно же, останутся.   

Поделиться:
 

Возврат к списку