Аналитика и комментарии

19 сентября 2016

Альтернатива – хорошая или плохая?

А. МОИСЕЕВ, заместитель министра финансов РФ: «Установлены определенные правила валютно-обменных операций. И тут появляется нечто, никак не регулируемое с точки зрения стоимости и правил обмена. А раз нет регулирования, значит, нет и гарантий использования подобного квазифинансового инструмента. Это может при определенном раскладе полностью разрушить систему денежного обращения в стране и систему контроля за отмыванием средств»

NBJ № 4(145), 2016
«Требования сегодняшнего дня и отказ от старых привычек», стр. 10–15

 

Классическое определение биткоина (англ. Bitcoin, от bit – «бит» и coin – «монета») таково: это пиринговая платежная система, использующая одноименную расчетную единицу и одноименный протокол передачи данных. Для обеспечения функционирования и защиты системы используются криптографические методы. 
Первый обмен биткоинов на реальный товар произошел в мае 2010 года: американец Ласло Ханеч за 10 000 биткоинов получил две пиццы. С этого момента использование данной, безусловно, альтернативной валюты становилось все более и более популярным. По состоянию на начало 2014 года биткоинами можно было расплатиться в крупных онлайн-магазинах США, таких как Overstock и Newegg, на них можно было купить недвижимость в Лондоне, их принимали множество самых разных интернет-сервисов. 
В России интерес к биткоину особенно ярко проявился в 2014 году, и вряд ли можно счесть случайностью то, что это совпало с одной из девальвационных волн. Рубль обновлял минимумы, доллар и евро по отношению к нему обновляли максимумы – и эксперты не находят ничего удивительного в том, что людей в этот момент потянуло к альтернативной денежной единице, как это часто бывает в периоды всевозможных валютных кризисов. В конце января 2014 года ЦБ РФ заявил, что предоставление юридическими лицами услуг по обмену виртуальных валют (в частности, биткоина) на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций. А Министерство финансов РФ подготовило законопроект, который хоть и не запрещал криптовалюту на территории России, но предусматривал штрафы за ее использование при совершении сделок купли-продажи: до 50 тыс. рублей для физлиц и до 1 млн рублей для коммерческих организаций.
Однако предупреждение или запрет – это одно, а реальная жизнь – все же несколько другое. Если верить официальным данным, то биткоин никуда полностью не ушел. По состоянию на май 2015 года существовало множество сервисов «онлайн-кошельков», которые позволяли пользователям создавать личные биткоин-адреса и управлять ими. При этом устанавливать отдельные программы не требуется. С учетом этого многие эксперты считают, что борьба с биткоином подобна борьбе с ветряными мельницами или с течением реки: он так или иначе проложит себе дорогу, и его воцарение в мире в качестве альтернативной валюты – необратимый процесс.
Впрочем, есть моменты, которые все же могут осложнить путь биткоина. Те, кто используют его, принимают на себя существенные риски: например, они не могут обжаловать и/или отменить транзакции, даже если будет доказано, что владелец о них не знал и не хотел их проводить. Если у пользователя будет украден пароль доступа и биткоины будут переданы на другой адрес, то потерпевший не сможет выяснить, кто это сделал, так как адрес получателя не содержит идентификационной информации. Также нет механизма, который гарантирует возврат платежа в случае, когда оплата произведена, но услуга или товар не получены. Этими слабыми местами биткоинов, как и других альтернативных кибервалют, появившихся в 2000-х –2010-х годах, активно пользуются мошенники и хакеры. Вероятно, поэтому центральные банки различных стран и занимают достаточно жесткую позицию, когда речь идет об обращениях биткоина. Впрочем, с учетом ныне происходящего в мире есть и еще один момент: финансовые власти различных стран опасаются, что эти валюты могут быть легко использованы для подпитки различных террористических движений, поскольку проследить их оборот куда сложнее, чем в случаях, когда речь идет об обороте «законных» национальных валют.   

Поделиться:
 

Возврат к списку