Аналитика и комментарии

19 августа 2016

будущее за СМЭВ

Правительство активно переводит госуслуги в современный формат, предоставляя каждому гражданину возможность получить необходимый документ в электронном виде через личный кабинет без посещения муниципальных и федеральных органов. Для этого создана Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), к которой подключены все органы власти. Очевидно, что данная система удобна не только для обычных граждан, но и для финансово-кредитных учреждений. Обо всех преимуществах СМЭВ и о дальнейшем развитии электронного правительства в интервью NBJ рассказал директор департамента развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи России) Владимир АВЕРБАХ.  

NBJ: Владимир Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, чем удобно для граждан и бизнеса электронное правительство? 

В. АВЕРБАХ: Когда мы говорим про электронное правительство, то мы имеем в виду любые способы электронного взаимодействия между органами власти и гражданами либо компаниями. Это основная деятельность, которая, по нашему мнению, будет развиваться в ближайшем будущем. Электронное правительство в целом – это те граждане, которые пользовались федеральными, региональными, муниципальными электронными сервисами. К данным сервисам относятся проверка штрафов, налогов, судебных задолженностей, регистрация автомобилей, запись на прием к врачу через портал госуслуг.   

Общее количество граждан, которые сейчас зарегистрированы на федеральном портале, составляет почти 30 млн человек. Есть достаточно сильные региональные порталы, у которых имеется своя аудитория. То есть около 30 млн граждан используют электронные услуги. И это не просто цифры. Раз в год Росстат проводит опрос граждан, и, к примеру, в прошлом году было опрошено более 60 тыс. человек. Из множества вопросов один был посвящен предпочтениям в способах взаимодействия с госорганами. В итоге 40% граждан ответили, что если они получали госуслугу, то использовали электронное взаимодействие. 

Наша цель в том, чтобы к концу 2018 года 70% граждан пользовались электронными каналами для получения госуслуг. Поэтому мы считаем, что электронное взаимодействие должно быть максимально удобным. Для этого мы создали портал beta.gosuslugi.ru, на котором были оптимизированы формы и процессы для того, чтобы было легче заказывать и получать электронные услуги и в принципе пользоваться электронными сервисами. Теперь этот портал стал основным – gosuslugi.ru.

В идеале мы планируем переход на полноценный электронный документооборот, когда услуги можно будет получить без личного посещения органов власти и предоставления дополнительных документов.

NBJ: А если будут необходимы дополнительные документы, то визит все же потребуется?   

В. АВЕРБАХ: Нет, все связано с межведомственным взаимодействием. В Федеральном законе № 210-ФЗ указано, что гражданин не должен приносить справки и документы, выданные другими органами власти. Теперь нет необходимости носить с собой целую пачку бумаг. Все необходимые документы органы власти должны запрашивать по каналам межведомственного взаимодействия. 
Однако есть определенные исключения с документами личного хранения, к которым относятся диплом об образовании, паспорт, свидетельство о рождении. Но в конце мая 2016 года правительство одобрило законопроект, в котором указано, что из документов личного хранения исключаются документы об образовании и акты гражданского состояния. То есть с установленного законом времени все органы власти не будут вправе требовать документы о высшем образовании, свидетельство о рождении и заключении брака для оказания государственных услуг. Все указанные в личном кабинете сведения и номера актов будут проверяться органами власти без участия гражданина. Бумажные варианты документов не потребуются, ввиду чего можно будет сразу обратиться за результатом услуги.    

В идеале по тем социальным услугам, где результатом является выдача денег, все будет происходить по очень простой схеме. На портале госуслуг заполняется заявка, к примеру о получении пособия на ребенка или субсидии, указывается номер документа, который подтверждает получение пособия, и номер карты, куда должны быть зачислены денежные средства. Это полностью электронная услуга. Данный план оптимизации распространяется на все регионы России. Он был утвержден правительственной комиссией по информационным технологиям для улучшения качества жизни и предпринимательской деятельности, которая рекомендовала регионам перейти на полный электронный формат. Мы не имеем права обязать регионы перейти на электронные услуги – можем только рекомендовать им это сделать. Тем не менее мы хотим, чтобы ряд социальных услуг оказывался полностью дистанционно, потому что фактически все находится в распоряжении органов власти. Большая часть информации в органах власти есть, что-то, конечно, придется уточнить и дополнить. Но я думаю, что в ближайшие два-три года возможности электронного канала будут сильно расширены. 

NBJ: Какие государственные структуры были подключены к СМЭВ в 2015 году?

В. АВЕРБАХ: Все без исключения госорганы, которые оказывают услуги, должны подключиться к СМЭВ. И теперь будут подключаться те государственные органы, которые осуществляют контрольно-надзорные функции и проверочные мероприятия. Они тоже должны будут работать через СМЭВ.

NBJ: Есть граждане, которые с недоверием относятся к электронным сервисам. Вы что-то предпринимаете для исправления этой ситуации? 

В. АВЕРБАХ: Возьмем простой пример: электронная запись ребенка в детский сад на портале госуслуг, которая действует по всей стране. Это стимулировало большую часть граждан доверять электронным сервисам. Наш лозунг можно сформулировать следующим образом: «Электронное правительство – это очень просто: ноль бумаги, ноль чиновников». Мы считаем, что в какой-то момент электронные каналы станут приоритетными для получения госуслуг и взаимодействия граждан нашей страны с государством. 

Мне очень нравится опыт Дании, где законодательно закрепили то, что органы власти могут отсылать гражданам только электронные письма в личный кабинет, а не отправлять их на бумаге. Это касается как обычных граждан, так и бизнеса. Конечно, данный подход является в каком-то смысле радикальным, и пока такая практика есть только в Дании, но я думаю, что мы лет через пять сможем спокойно двинуться в этом направлении. У нас даже сейчас есть пилотный проект с Московской областью, ориентированный на то, что человек может подписаться на юридически значимые постановления по штрафам и постановления по службам судебных приставов в электронном виде, – то есть те письма, которые необходимо забирать с почты, можно перевести в электронный вид. Эта услуга уже доступна жителям Московской области. Хочу обратить Ваше внимание на то, что электронные письма так же юридически значимы, как письма на бумажном носителе. Сейчас мы анализируем, как распространить данную систему на всю страну. 

Наша цель очень простая: полностью отказаться от бумажного взаимодействия и дать новые возможности для бизнеса. Те организации, которые оказывают финансовые услуги гражданам, иными словами банки, могут получать гарантированные сведения от органов власти. С согласия гражданина в электронном виде данные могут быть переданы в конкретную организацию.     

NBJ: Владимир Евгеньевич, тут мы плавно перешли к теме электронного взаимодействия между банками и ведомствами. Все ли банки, работающие в России, уже подключены к СМЭВ? Если нет, то что, по Вашему мнению, является причиной того, что на рынке еще остаются финансово-кредитные организации, не участвующие в межведомственном взаимодействии?

В. АВЕРБАХ: Банки в СМЭВ – это три истории. Передача сведений об оплате услуг, о начислениях по государственным услугам, о погашении штрафов и т.д. – всю эту информацию все банки обязаны передавать в электронном виде. В связи с этим большинство финансовых организаций подключено к системе. 

Второй аспект связан с Федеральным законом № 115-ФЗ, в котором указано, что банки, проводя операции от 15 до 60 тысяч рублей, обязаны выполнять упрощенную идентификацию клиента по определенным условиям. Проверка данных клиента может проводиться через СМЭВ или через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). То есть при проведении упрощенной идентификации банки обязаны требовать паспорт клиента. Через сервисы СМЭВ у банков есть возможность проверять действительность паспорта, ОМС, ИНН и так далее.

Третий аспект: есть банки, которые подключены не к СМЭВ, а к ЕСИА, потому что есть специальный пилотный проект для финансово-кредитных организаций. Для кредитования банку необходимы сведения о клиенте. Очень часто справки формы 2-НДФЛ, которые приносят клиенты, недействительны, или в них отражается некорректная информация о заработной плате. Чтобы избежать этого момента или уйти от этих справок, банк готов принимать ту справку, которую выдал Пенсионный фонд в электронном виде. Есть такая государственная услуга – выписка с индивидуального лицевого счета, где указана вся история работы, доходы по годам, страховые взносы, которые были перечислены в пенсионный фонд. Эта справка выдается каждому человеку. Ее можно оформить на портале госуслуг и отправить в банк по электронной почте. Банки хотели бы перейти на этот безбумажный документооборот. Поэтому мы провели пилотный проект, где несколько банков открыли центры регистрации на портале госуслуг. В свою очередь, финансовые организации прошли процедуру заключения соглашения с Минкомсвязью, подключились к ЕСИА, провели все регламентные работы, и теперь некоторые банки при наличии у клиента паспорта и СНИЛС могут зарегистрировать гражданина на портале госуслуг. 

Для чего это нужно банкам? Это позволяет им зарегистрировать клиента на портале госуслуг, предложить ему планшет и попросить заказать необходимую справку, которая может повлиять на решение о выдаче кредита. 

NBJ: Какую динамику Вы наблюдаете: возрастает ли интерес к подключению к СМЭВ со стороны банков?

В. АВЕРБАХ: В первом случае, который был описан мною выше, подключение обязательно. Есть интерес или нет – не принципиально, это в любом случае надо делать. 

Во втором случае банки, которые выполняют операции по упрощенной идентификации, обязаны проверять документы клиента. Можно проверять их, требуя, чтобы клиент пришел лично, а можно через сервисы СМЭВ. Ввиду этого растет интерес к данной опции со стороны финансово-кредитных организаций.  

Третий случай предназначен для тех банков, которые хотят использовать наши выписки в электронном виде для выдачи кредитов. Группа, которая тестирует эту технологию, остановилась на уровне «пилота». Это связано с тем, что банки ждут от нас автоматизированного решения. К примеру, если клиент, который обращается в банк, уже зарегистрирован на портале госуслуг, то банк сможет отправить запрос на портал. Все, что требуется от клиента, – зайти в личный кабинет, подтвердить запрос от банка, после этого справка из Пенсионного фонда направляется в личный кабинет и оттуда автоматически в банк. То есть клиенту фактически ничего не надо делать – просто подтвердить через личный кабинет запрос, дальше все будет передаваться автоматически. 

Но пока не отрегулированы нормативно-правовые акты, которые мы сейчас подготовили, приходится остановиться на пилотном взаимодействии. В данный момент клиенту надо зайти в личный кабинет и по указанному электронному адресу отправить документ. Банки считают, что все это не очень эффективно. Это требует от человека компьютерной грамотности, это то, что они не могут продать массово, только точечно. Поэтому все ждут автоматизированного решения. Как только оно появится, я думаю, интерес к этой опции со стороны банков, особенно тех из них, которые занимаются розничным кредитованием, многократно возрастет.

NBJ: Когда будет запущено автоматизированное решение?

В. АВЕРБАХ: С 1 января 2017 года система будет автоматизирована.   

NBJ:  Существуют ли у банков сложности при подключении к СМЭВ?

В. АВЕРБАХ: Конечно, банковские системы нужно доработать для того, чтобы можно было интегрировать их с ЕСИА и СМЭВ. Банки для подключения к СМЭВ в первом случае должны подключать криптомаршрутизаторы, использовать защищенный канал связи. Подключение к другим федеральным сервисам, конечно, требует доработки информационных систем. 

NBJ: Владимир Евгеньевич, наверняка Вы получаете обратную связь от участников СМЭВ. Как они оценивают технические параметры системы, алгоритм взаимодействия, на что обращают внимание, высказывают ли претензии и пожелания по совершенствованию системы? 

В. АВЕРБАХ: Да, у нас есть целый центр, который обрабатывает тысячи заявок в месяц от участников СМЭВ. Там более 11 тыс. участников. Соответственно, идет очень большой поток заявок на регламентные работы, изменение сервисов, мониторинг. Вопрос о качестве сервисов, которые есть в СМЭВ, мы постоянно выносим на рассмотрение подкомиссии по федеральным органам власти. Плюс к этому мы проводим ежемесячный рейтинг системы.

Трудности в основном бывают при первом подключении. Каждый банк первый раз проходит путь заявок, документов, которые надо подать; ему, как я уже сказал, приходится дорабатывать информационные системы. На рынке уже есть интеграторы, которые делают это для банков. 

NBJ: Как обеспечивается информационная безопасность в сфере межведомственного электронного взаимодействия? Были ли попытки дестабилизировать систему посредством проведения целевых хакерских атак на нее?

В. АВЕРБАХ: В системе стоит защищенная сеть, железные криптомаршрутизаторы, которые обеспечивают подключение. С учетом этого мы считаем, что обмен происходит на достаточно хорошо защищенном уровне.   

NBJ: Насколько безопасно использование электронного правительства как для обычных граждан, так и для бизнеса?

В. АВЕРБАХ: В электронном правительстве нет финансовых транзакций, в этом смысле госуслуги мошенникам пока неинтересны.

Конечно, если в дальнейшем это будет распространяться на финансовую составляющую – вероятно, мы предусмотрим вход «по образу и подобию» того, который предусматривается для доступа к личным кабинетам в банках. Если быть точнее, то мы уже предусмотрели то, что гражданин может воспользоваться двухфакторной идентификацией. При входе на портал он может дополнительно включить подтверждение по СМС, такая функция есть. Но принудительно мы ее от людей не требуем, поскольку пока не видим случаев краж финансовых средств. Не в интересах мошенника, к примеру, оплачивать штраф с карточки, привязанной на портале госуслуг. 

Также есть приложение госуслуг для мобильных устройств, при входе в которое подразумевается ввод кода. В случае утери телефона третье лицо не сможет попасть на портал госуслуг, поскольку оно информацией об этом коде не располагает. К тому же портал очень эффективно защищен со всех сторон, поэтому случаев мошенничества не было.  

NBJ: Для бизнеса тоже вход в личный кабинет по логину и паролю или предусматриваются дополнительные механизмы защиты?

В. АВЕРБАХ: Компании входят через квалифицированную электронную подпись директора. Можно подать отдельную заявку на директора, прописать соответствующие данные компании, но в основном организации пользуются электронной подписью. Бизнес работает в тех правилах, к которым мы все привыкли, к тому же для него получение госуслуг – не такая востребованная опция, как для физических лиц. Активно используют портал в основном индивидуальные предприниматели, потому что они почти «физики», – например, при оплате проезда большегрузного транспорта. Учитывая, что перевозками в основном занимаются «частники», портал госуслуг стал для них наиболее 
востребованным. 

NBJ: На данный момент Минкомсвязь России внедряет новую технологию СМЭВ версии 3.0. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее: в чем ее отличие от двух предыдущих версий?

В. АВЕРБАХ: Ранее один орган власти присылал другому органу власти запрос через систему электронного взаимодействия. Потребитель сведений запрашивал у поставщика сведений необходимую информацию. Поставщик сведений должен был этот запрос принять и зарегистрировать. Однако складывалась ситуация, когда из-за высокой нагрузки по отдельным сервисам приходилось повторять один и тот же запрос, так как он никак не принимался и не обрабатывался в системе. По факту необходимо было настраивать массовые запросы для того, чтобы хотя бы один из них прошел. 

Для того чтобы исключить необходимость массовых запросов и перегрузки СМЭВ, сделали так называемые очереди сообщений, и теперь независимо от того, работает информационная система в ведомстве или нет, испытывает она перегрузки или нет, сообщение СМЭВ все равно будет поставлено в очередь, и система будет из этой очереди сама брать сообщения. В этом ключевое отличие СМЭВ 3.0 от технологий межведомственного электронного взаимодействия предыдущего поколения. То есть это гарантированная доставка однократно отправленного сообщения.   

NBJ: Когда будет осуществлен полный переход на версию 3.0?

В. АВЕРБАХ: СМЭВ 3.0 уже готова, там регистрируются все органы власти. Когда одна версия массово заменит вторую, мы сможем отключить версию первого и второго поколения. Я думаю, в течение двух лет мы полностью перейдем на версию 3.0.

NBJ: Есть ли планы по разработке СМЭВ версии 4.0? Если да, то какие новации предполагается в нее внести? Каковы планы Минкомсвязи по дальнейшему совершенствованию СМЭВ?

В. АВЕРБАХ: Планы по разработке СМЭВ версии 4.0 уже есть. Мы будем вводить так называемые инкрементальные обновления или возможность подписки на обновления. Сейчас для того, чтобы обновить сведения, которые на самом деле хранятся у поставщика сведений, необходимо отправить запрос. Однако мы хотим перейти на другую модель, когда можно будет подписываться на обновления. В свою очередь, СМЭВ будет рассылать тем, кто подписался на обновления, данные, которые хранятся в информационных ресурсах. К примеру, для того чтобы узнать, есть ли новые штрафы, не нужно будет заходить в личный кабинет и обновлять сведения. Система будет самостоятельно обновлять данные и оповещать об изменениях. И это очевидным образом сделает ее работу более эффективной как для граждан, так и для бизнеса.   

беседовала Екатерина Чернышева
Поделиться:
 

Возврат к списку