Аналитика и комментарии
оптимизация с дальним прицелом
Банковская система проходит через настоящую перестройку. Слово «перестройка» в российских реалиях имеет негативный оттенок, но оно наилучшим образом характеризует происходящее. Меняется все. Количество игроков сокращается благодаря ужесточению требований регулятора и кризисным явлениям. Происходят слияния, санации одних банков другими, организуются новые банковские группы и холдинги, распадаются старые структуры. В результате такой взрывной оптимизации банковской системы количество процессов, требующих одновременного управления, постоянно растет. Необходимо прилагать все больше усилий для сохранения порядка в делах. «Благодаря» все тому же кризису уже не получается просто набрать дополнительных сотрудников в подразделения, закрыв этот вопрос привычным способом.
Именно поэтому в КСК групп растет число задач по улучшению систем управления банком, его проектами и персоналом. Многие банки знают, что настоящий момент, каким бы трудным он ни казался на первый взгляд, – это золотое время для качественного улучшения инфраструктуры и для оптимизации всех бизнес-процессов банковской организации. По мере выхода из кризиса это позволит участникам рынка, занимающимся сейчас решением этих задач, занять лидирующее положение в том или ином сегменте банковских услуг.
Одни банки концентрируют усилия на оптимизации и автоматизации бизнес-процессов: в качестве примера я могу привести кредитный конвейер, задача которого – максимально сократить время обслуживания клиентов банка. Другие финансово-кредитные организации наводят порядок в инфраструктуре, например переводят региональные банки на единые процессы и программные комплексы. Третьи переносят максимальное число процессов в системы банк-клиент. Банкиры делают все, чтобы конкурировать не только тарифами, но и такими понятиями, как надежность, скорость обслуживания и удобство для клиента. И каждый из банков находится сейчас в состоянии оптимизации численности персонала, в большей или меньшей степени.
Складывается довольно парадоксальная ситуация: число проектов и зон, требующих повышенного внимания, постоянно растет, а численность персонала неуклонно сокращается. Понятно, что игнорировать этот конфликт бесконечно невозможно – необходимо искать пути и методы его урегулирования.
Одним из «соломоновых решений» в данной ситуации является перенос значимой части обслуживающих подразделений в регионы и создание центров компетенции. Это существенно снижает фонд оплаты труда (ФОТ) и позволяет в случае возникновения такой необходимости увеличивать численность персонала. В первую очередь миграции подвергаются такие подразделения, как ИТ, бэк-офис, включая бухгалтерию, юридические управления, колл-центры и многие другие службы. Все они принимают непосредственное участие в ключевых банковских процессах и проектах. Для организации эффективной удаленной работы необходима управляемая информационная и коммуникационная среда. Такая система позволяет держать ситуацию в банке под контролем и проактивно получать необходимую информацию.
Именно такие возможности предоставляют системы управления бизнесом или, как еще говорят, системы управления бизнес-потоком. Эти системы в обязательном порядке включают в себя целый ряд возможностей:
- контроль задач и поручений с автоматической эскалацией;
- управление проектами на основе реального графика загруженнос-ти персонала;
- корпоративный портал с возможностью взаимодействия с внешними контрагентами;
- документооборот с активным контролем сроков исполнения документов и распоряжений;
- CRM-систему с возможностью совместной работы нескольких подразделений и ведения клиентского досье и анкеты;
- гибкую самостоятельную настройку бизнес-процессов банка;
- быструю и простую интеграцию с существующими банковскими системами и инфраструктурой.
Еще один обязательный компонент таких систем – развитые мобильные решения. Они позволяют сотрудникам и руководителям банка быть на связи в любое время, принимая непосредственное участие в бизнес-процессах и проектах. И чем сильнее ужесточается контроль над деятельностью банков со стороны ЦБ и других регуляторов, тем более востребованными становятся возможности мобильного управления и контроля.
Система управления бизнесом банка «Первая Форма»
Теперь я хотел бы подробнее рассказать о решении, которое представляет КСК групп. «Первая Форма» – это одноименный продукт нашей компании, который был создан группой российских консультантов в области финансов и управления бизнес-процессами и впервые представлен на рынке более 14 лет назад.
Система переводит управленческие механизмы в упорядоченную контролируемую среду, обеспечивает работу бизнес-процессов любого типа. Область автоматизации системы охватывает все подразделения, помогает выстроить эффективные коммуникации и работу над проектами и задачами.
«Первая Форма» – система автоматизации для всех сотрудников банка. Это гармонично связанный и выверенный набор инструментов, предназначенный для бизнес-процессов любого уровня. Мы сделали так, чтобы все необходимое было под рукой и Вам не требовалось при работе «перепрыгивать» из одной системы в другую. Стоит отметить, что первыми, кто получает повышение эффективности труда, становятся рядовые сотрудники финансово-кредитных организаций. Их деятельность упорядочивается и упрощается, что, в свою очередь, обеспечивает возможность для улучшения результатов как отдельных подразделений, так и банка в целом.
Самые успешные внедрения в нашей практике – те, что начинались снизу вверх по иерархии банка, от простых бизнес-процессов к более сложным. Таким образом, в банках и в их подразделениях формируется набор готовых функциональных блоков. Используя эти блоки, Вы сможете самостоятельно или с нашей помощью автоматизировать по-настоящему комплексные бизнес-процессы, которые свяжут подразделения и даже разные банки в единое целое.
Через некоторое время после внедрения происходит естественное улучшение восприятия банка в глазах руководства и совета директоров. Все перестают мыслить организационно-штатными категориями и начинают воспринимать банк и его процессы как единый организованный и функциональный организм.
Система создает прозрачную и лаконичную информационную среду: все подразделения компании, включая удаленные, становятся видны как на ладони. Легко выявляются участки, где можно ускорить процессы или согласование документов. Повышается качество и уровень деловых коммуникаций. Оптимизируется распределение полномочий.
Встроенный в «Первую Форму» корпоративный портал станет единой точкой доступа к банковской информации. Сокращается время на поиск необходимых файлов, доведение до сотрудников внутренних распоряжений, правил и регламентов.
Каждый банк по-своему уникален, но проблемы, испытываемые каждым банком в эти дни, очень похожи. Обратите внимание на свои процессы, на загруженность персонала. Спросите у своих коллег, что Вам даст улучшение взаимодействия между филиалами, подразделениями и сотрудниками. Не упускайте возможность усилить свой банк и бизнес, сделайте его по-настоящему гибким и надежным, не зависящим от случайных ошибок и расстояний. Те вложения – как финансовые, так и временные и трудовые, – которые Вы сделаете сейчас, окупятся сторицей, когда кризис завершится и рынок войдет в стадию роста. Мы все неоднократно наблюдали, как это бывает и кто из банков в результате получает шанс для совершения качественного рывка вперед.