Аналитика и комментарии

10 марта 2016

эра специалистов с широкими компетенциями

Финансовая профессия сегодня претерпевает существенные изменения под воздействием таких мощных сил, как глобализация, развитие информационных технологий и усиление конкуренции на рынке труда. Однако изменения профессии касаются не столько направлений или специализаций, по крайней мере в ближайшие десять лет, сколько характера работы. Специальности экономиста, бухгалтера, финансиста не исчезнут, но произойдет серьезная трансформация их ролей: из лиц, ответственных за реализацию бизнес-функции, они превратятся в консультантов бизнеса, вносящих большой вклад в создание добавленной стоимости. На вопросы о том, как с учетом этих тенденций перестраиваются учебные процессы в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и каким будет облик финансовой отрасли России, когда в нее придут те, кто сейчас проходит обучение в Академии, рассказала в интервью NBJ декан факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Седа НАСИБЯН.

NBJ: Седа Саркисовна, очевидно, что время вносит во все свои коррективы: когда-то самой популярной профессией в нашей стране были инженеры, потом экономисты, потом юристы и банкиры. Кто будет востребованнее всего в перспективе ближайших нескольких лет?

С. НАСИБЯН: Все больше будут востребованы так называемые гибридные специалисты, в одинаковой степени компетентные, например, в ИТ и финансах или в стратегии бизнеса и международных стандартах финансовой отчетности. Возрастает роль межотраслевых профессий, таких как бухгалтер или специалист по экономической безопасности, специалист по управлению рисками, по платежным системам и т.п. Эти изменения уже происходят, и в ближайшее время мы станем свидетелями их нарастающего темпа. Именно к такому будущему в профессиональной сфере мы готовим студентов всех наших программ, именно поэтому все программы носят междисциплинарный характер. 

NBJ: Не могли бы Вы подробнее рассказать, как это происходит на практике, какие коррективы вносятся в программы обучения?

С. НАСИБЯН: Отвечая на Ваш вопрос, я остановлюсь на двух этапах стратегического развития образовательных программ в пределах трех-пяти лет и в более отдаленной перспективе за пределами пяти лет (хотя существенный задел уже сформирован). Без ложной скромности замечу, что в некоторой степени мы уже готовим финансистов, опережающих потребности работодателя. 

Наша стратегия до 2020 года предполагает укрепление основных компетенций факультета: университетского образования, бизнес-школы, экспертно-консультационного, научно-исследовательского и аналитического центра. Особое место в стратегии отводится гармонизации профессиональных и образовательных стандартов, а также разработке собственных образовательных стандартов и созданию методических советов по направлениям деятельности факультета. Мы готовимся распространять лучшие образовательные практики, сформированные на факультете за последние 17 лет, по всей филиальной сети РАНХиГС. 

Для студентов РАНХиГС от Калининграда до Сахалина это будет означать стабильно высокое качество обучения вне зависимости от региона. Для преподавателей и методистов это гарантия единства подходов к формированию и реализации образовательных программ и отдельных курсов. 

NBJ: Наверняка возглавляемый Вами факультет и РАНХиГС в целом взаимодействует и при разработке учебных программ, и в рамках учебных процессов, и впоследствии при трудоустройстве выпускников с различными бизнес-объединениями. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне Вашей работы.

С. НАСИБЯН: Вы правы, именно так дело и обстоит: есть взаимодействие, и оно постоянное и очень конструктивное. На данный момент мы считаем приоритетным для себя взаимодействие с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка при РСПП. Как известно, Совет, в состав которого входят представители ведущих профессиональных объединений (Ассоциации региональных банков России, Ассоциации российских банков, Всероссийского Союза страховщиков, Ассоциации корпоративных казначеев, Объединенной лизинговой ассоциации и др.), а также представители Минфина России, Минтруда России, Пенсионного фонда России, Федерального казначейства России, экспертов образовательных и консалтинговых организаций, весной 2015 года определил основные направления деятельности. Первоочередными из них были признаны следующие: создание национальной рамки квалификаций, разработка отраслевой рамки квалификаций, разработка и профессионально-общественное обсуждение проектов профессиональных стандартов для специалистов финансового рынка. 

В задачи Совета также входят организация и проведение методологических семинаров для экспертов, проведение анализа рынка труда с целью выявления востребованных профессий, определение списка разрабатываемых профессиональных стандартов, разработка рекомендаций по использованию профессиональных стандартов при актуализации многоуровневых программ высшего образования. В настоящее время разработан и принят 21 профессиональный стандарт, они представлены на сайте Минтруда. В конце 2015 года были предложены стандарты еще по 15 специальностям. С учетом профессиональных стандартов актуализируются федеральные государственные образовательные стандарты, поправки по которым вступят в силу с 1 июля 2016 года.

NBJ: Это, безусловно, результат колоссальной работы.

С. НАСИБЯН: И, что особенно важно, это результат слаженной работы между факультетом, профессиональными объединениями и, как Вы могли убедиться, различными министерствами и ведомствами. В связи с этим факультет актуализировал профили, которые реализуются в программе бакалавриата по экономике, как с учетом национальной квалификационной рамки, так и с учетом требований международных профессиональных ассоциаций. Экспертами факультета были выбраны наиболее динамичные сферы, в которых ощущается нехватка квалифицированных специалистов на стартовых позициях и в то же время есть возможности карьерного роста. Так, в рамках направления «Экономика» появились профили «Финансы и кредит», «Учет, анализ и аудит», «Деньги, банки, финансовые рынки», «Фондовые рынки и технологии», «Международные финансовые организации в глобальной экономике». Обучение по этим профилям отвечает ожиданиям объединений работодателей и профессиональных ассоциаций, которые представляют все сегменты финансового рынка. 

По программам подготовки магистров в рамках подписанного Академией при Президенте РФ (по инициативе факультета финансов и банковского дела) соглашения с самыми авторитетными в мире крупнейшими профессио-нальными организациями, сертифицирующими специалистов в областях финансов и инвестиций (ACCA, CIMA, CIIA), мы расширяем рамки компетенций. Это достигается в том числе благодаря интегрированию сертификационных программ, программных продуктов, рекомендуемых международными ИТ-компаниями. 

Интегрирование в программы подготовки как бакалавров, так и магистров дополнительных (по отношению к государственным образовательным стандартам) опций от лидеров в профессиональной области (главных бухгалтеров, аудиторов, аналитиков, консультантов, стратегического управленческого учета и финансового менеджмента) поднимает образовательный процесс на уровень мировых требований и стандартов. Выпускник факультета – обладатель дипломов Академии при Президенте РФ и крупнейших профессиональных организаций в специализированных областях – получает высокую конкурентоспособность на рынке труда. 

NBJ: Но ведь, с другой стороны, очевидно, что со временем ряд профессий финансового сектора существенно изменится в связи с масштабным внедрением информационных технологий (новых платежных сервисов, мобильных приложений, новых финансовых инструментов, предложением телекоммуникационных и цифровых решений). Учитывает ли руководство факультета эту тенденцию?

С. НАСИБЯН: Безусловно. Мы все понимаем, что наступает эра специалистов-интеграторов, обладателей многопрофильных компетенций в области ИТ, финансов, статистики, маркетинга, управленческого консалтинга, юрис-пруденции (в связи с широким кругом вопросов, связанных с регулированием киберпространства и обеспечением безопасности платежей). Востребованы будут и специалисты консалтинга в других сферах (организационного, технологического) для достижения стратегических целей организации. Очевидно, существенно изменятся требования к профессиональным компетенциям консультантов, которым для анализа и обоснования стратегий роста необходимо будет разобраться в новых информационно-технологических структурах, обеспечивающих обработку больших объемов и многообразия данных. 

Использование статистических приемов сбора, обработки и систематизации данных, традиционных методов составления электронных таблиц или использование средств класса Business Intelligence – всего этого будет уже недостаточно для успешных прогнозов. Очевидно, что в финансовом образовании для магистров, аспирантов, докторантов потребуются более глубокие знания в финансовой инженерии с опорой на математическую статистику, программирование, машинную обработку. Высокую адаптивность будут иметь те специалисты, которые до 38 лет успели приобрести до 10–14 профессий, стали обладателями универсальных способностей (знание нескольких иностранных языков, основ менеджмента, маркетинга, финансов, умение работать с Big Data). Усилится охота за талантами и лидерами, способными проводить изменения. 

С возрастанием в современном обществе рисков растет и потребность в риск-менеджерах. В условиях изменений для разрешения социальных конфликтов в финансовой сфере будет повышаться спрос на медиаторов. Инструменты медиации, нормы и принципы этического предпринимательства и социальной ответственности становятся неотъемлемой частью всех видов деятельности. 

Факультет присоединился к Глобальной инициативе ООН по внедрению принципов этического предпринимательства и успешно внедряет международные стандарты ISO – 26000. При поддержке Фонда кардинала Поля Пупара, советника Папы Римского по вопросам культуры, разработан и реализован на программах магистерского уровня и дополнительного образования курс «Основы медиации». 

NBJ: Все это замечательно, но опыт не только нашей страны, но и других государств показывает, что процесс восприятия чего-то нового и адаптации к новым социальным и экономическим условиям очень труден. Как Вы считаете, сможет ли финансовый сектор адаптироваться к новым условиям стремительного внедрения информационных технологий? 

С. НАСИБЯН: Есть мнение, что в условиях отсутствия некоторых регулятивных норм финансовый сектор не готов удовлетворять актуальные интересы и внедрять инновации. Ряд экспертов придерживается противоположного мнения: они считают, что инноваторы не ждут разрешений – они внедряют и уведомляют. Если банковский сектор не активизируется в части внедрения новых финансовых технологий, то он в ближайшей перспективе рискует потерять существенную часть своих клиентов. Однако некоторые наши банки в профессиональной среде уже называют «ИТ-компаниями с банковской лицензией». Это нас обнадеживает. 

В завершение нашей беседы я хотела бы вернуться к вопросу, с которого она началась, – как меняется сама система образования под воздействием новых тенденций. Очевидно, что на образовательном рынке доминирующим станет принцип непрерывности образования с активизацией в обществе понимания самообучения. Этому будут способствовать существенные изменения в образовательных технологиях, ориентированных на применение интерактивных методов обучения в подготовке и переподготовке преподавателей, способных к работе в мультикультурной среде на английском языке.  

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку